Выбираем дизайн. Дизайн и юзабилити.
Яндекс на запрос «дизайн сайта» выдает более ста пятидесяти миллионов страниц, и это значительно больше, чем нашлось бы на крыше у Карлсона. Казалось бы, создание сайтов дело не такое уж сложное, перспективное и даже прибыльное. Но хороший дизайн сайта – это несколько большее, чем знание html и java вкупе с наличием некоторого художественного вкуса и воображения. Каждый дизайнер старается не только продемонстрировать свои работы с лучшей стороны, но и объяснить, почему то, что он сделал, - хорошо. Забавно бывает читать примечания к образцам работ: «Мы сошлись во мнении, что со страниц сайта фруктовый сок должен буквально брызгать! Яркие, сочные краски, сумасшедшая палитра цвета, призваны будоражить фантазию и аппетит!» (пунктуация сохранена). Фруктовый сок и восторг «брызжет» не только со страниц сайта, но и из текста, призывая к скорейшему сотрудничеству.
Самое первое впечатление о сайте складывается благодаря дизайну. И оно может сразу отправить посетителя на поиски других, лучших страниц. Например, мы заходим на страницу клуба болельщиц ЦСКА, - и тут же получаем требование загрузить дополнительно плагины для браузера. Дело хорошее, полезное, за прогрессом нужно бежать, спотыкаясь, но я не хочу этого делать, и не знаю, как, и кто должен вообще беспокоиться о моем комфортном вхождении, - я или создатель сайта?
Или же другой сайт, который предлагает милый флеш-ролик перед тем, как продемонстрировать кнопку «Вход на сайт». Один раз посмотрим с удовольствием, второй терпеливо, а третий…
Рассмотрим подробнее, какие же ошибки делают начинающие (и даже профессиональные) веб-мастера, а также их заказчики, при создании сайтов.
Одной из основных технических ошибок является заготовка сайта «под один браузер». И не только браузер, - под одно разрешение экрана, на одной скорости Интернета. Например, при объеме страницы, большем, чем разрешение, может появиться горизонтальная полоса прокрутки, которая очень неудобна в использовании. Не нужно объяснять, что пользователи приходят самые разные, у каждого свои технические параметры, кто-то заходит и вовсе с телефона, поэтому следует обеспечить максимум удобства для каждого. К этому следует отнести и скорость загрузки страницы, учитывая интересы тех, кто еще выходит в Интернет по dial-up. Также зачастую не рассматривается вид страницы с отключенными изображениями, из-за чего текст может «наползать» строчка на строчку, и портить общую картину. Еще существует прием из серии «под один…», – под одного заказчика. Сайт действительно делается в наилучшем соответствии с пожеланиями клиента, но только его одного. Фактически, заказ выполняется, но практической пользы это никому не приносит.
Другая ошибка – стремление сделать сайт «супер-пупер» красивым, насыщая его большим количеством изображений и анимации. Это привлекает внимание ненадолго, а потом утомляет зрение и восприятие. Впрочем, полное отсутствие графики понижает шансы страницы быть просмотренной до конца и, там более, запомниться посетителям, до минимума, так что нужно искать «золотую середину». Некоторые еще пытаются экспериментировать с цветами. Скажем, красные буквы на черном фоне (см. неофициальный сайт группы «Алиса») выглядят эффектно, но совершенно нечитаемы. Нового слова тут никто не придумал, светлый фон с темными буквами наиболее удобен для чтения.
Следующая недоработка, которая зачастую имеет место быть на сайтах, - именно недочет, а не ошибка, - отсутствие общей концепции, общего стиля сайта. На главной странице все гладко и красиво, как на свадьбе, страницы второго уровня уже шаблонные, а на задворках стыдливо таятся недоработанные «Контакты» и какие-нибудь «Статьи по теме». Разработка web-стиля компании на порядок повышает ее общий рейтинг.
Недостаточно иметь сайт красивый, он должен быть построен еще и таким образом, чтобы легко индексироваться поисковиками, что отсылает нас к «скелету» любой web-страницы, - html-коду, особый акцент делая на мета-тэгах с описанием страницы и ключевыми словами сайта. Код должен быть простым и «легким» (можно использовать таблицы CSS), без ошибок, с обязательно указанной в начале каждого html-документа версией.
И вновь вспомним про бич 21-го века, отсутствие должной грамотности. Нельзя найти такой сайт, чтобы безграмотный текст на нем был чем-то оправдан. Продаете ли вы косметику или запчасти для автомобилей, грамматические ошибки позорны для серьезной компании и, кроме того, препятствуют продвижению сайта в поиске. Найдя в поиске «оффициальный сайт», вряд ли кто-то захочет туда зайти, и не поможет даже «Красный цвет», который «выбран для создания логотипа компании и основным при оформлении сайта, как цвет привычно ассоциирующийся в сознании большинства, цвет роскоши и сексуальности».
Самому же заказчику необходимо знать: ЗАЧЕМ ему сайт, СКОЛЬКО он может на него потратить, и НА КОГО сайт рассчитан. Зачастую проблема создания хорошего сайта для дизайнера заключается в заказе типа: «хочу чтоб на красивеньком фоне дынь-дынь-дынь, слева столбик тюк и вот по центру маза какая-нить и фоту мою обязательно!» (с) Четко сформулированные желания – первый шаг к успешному творчеству.
В любом случае, при создании сайта на первое место нужно ставить его «юзабельность», - удобство в использовании, затем контент, а потом уже внешний вид. А если вам удастся соединить воедино и то, и другое, - тогда честь и хвала, и большого наплыва посетителей.
А вообще, есть три универсальных правила юзабилити:
1. Сайт понятен.
2. Сайт работает на всех носителях.
3. Сайт выполнен без излишеств типа "А вот это предупреждение мы сделаем синим, потому что все делают предупреждения красным, а мы оригинальные!"
равно
Хороший сайт.
А всё остальное от лукавого.
_____
Если Вы заметили неточность или хотите дополнить эту статью, пожалуйста, напишите по адресу editor@raskrutka.by
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.