Из чего состоит запрос?
Что пользователь вкладывает в свои слова, когда ищет в Интернете?
Категория первая. Текст запроса.
Здесь, казалось бы, все просто, вышеупомянутый набор слов, по которому должно быть понятно, что пользователь хочет «купить лыжи» или получить текст «Буря мглою небо кроет». Но, с другой стороны, во втором случае может быть непонятно: он хочет просто текст стихотворения, а, может, песню на эти стихи или сочинение? Именно поэтому в настоящее время совершенствование поиска делает акцент на его интеллектуальности. Поскольку поисковые системы и контекстная реклама зависят от пользователя, а не наоборот, то первые должны позаботиться о том, чтобы последний получил нужную информацию. К сожалению, как показывает практика, очень небольшой процент пользователей использует дополнительные параметры поиска в поисковой строке (как-то: специальные символы, поиск на определенном сайте и т.д.). Поэтому обучать приходится сами системы. Как анонсировала сотрудница Google Марисса Майер, в грядущем «будет доступен совершенный поиск на натуральном языке запросов без выделения ключевых слов. А поисковик сможет распознавать голосовые запросы и выдавать название предметов на загруженной картинке: определять породу собаки, например. Что касается национальных языков, то поисковая система найдет ответ на запрос, на каком бы языке он не был написан, и понятно переведет его пользователю».
Категория вторая. География.
Здесь ничего сложного – вряд ли пользователь из знойной Африки будет искать лыжи, а если и будет, значит, он решил просто съездить летом в Россию. Поэтому для контекстных рекламодателей очень важен географический таргетинг, чтобы знать, кому показывать лыжи, а кто и ластами обойдется. Это экономит нервы пользователя и деньги рекламодателя. Кроме того, если пользователь из Беларуси ищет, скажем, информацию о фильме или комиксе X-men, то ему ближе будут русскоязычные страницы, а не иностранные.
Категория третья. Время и сезонность.
Время в поисковых системах – понятие достаточно расплывчатое, но, тем не менее, важное. Например, по времени запросов можно сделать некоторые представления о личности пользователя, которая имеет все большее значение в формировании SERP. Например, поздно ночью в Интернете находится определенный спектр пользователей, - люди, страдающие бессонницей, молодые энтузиасты, которые пока еще предпочитают компьютер сну и так далее. Этим людям можно предлагать он-лайн игры, чаты для таких же неспящих, эротические сайты и некоторые другие товары. Многие из тех, кто бывает в Сети на работе, очень любят использовать служебное время для покупки домашних товаров, электроники, скачивания музыки и т. д. То есть, условно, пользователь, ищущий «пирожки Маша» поздно ночью, скорее ищет сказку, чтобы уснуть сладко, а днем, с 12 до 2 – кафе «Маша», где продаются вкусные пирожки.
Сезонность несколько отличается от просто времени. Понятно, что перед Новым годом популярным будет запрос елки - «где купить» (также условно), а перед 8 Марта – мимозы и дезодорант. Кстати, сезонные запросы – головная боль оптимизатора, поскольку, если работать по ним, то эффект появится только в определенный момент, а потом снова – затишье. Чтобы этого избежать, многие оптимизаторы работают не только на перспективу, но и стараются сделать интересным любое время. Например, предлагают украсить елками фазенду вместо кабачков и картофеля, или узнать, почему мимозы продаются только несколько дней в году. Ну, и одновременно с этим готовят почву для блестящего выхода во время «горячих сезонов». Кстати, настоящее спасение для тех, кто специализируется именно на таких запросах, - контекстная реклама, которая во время пика интереса работает намного эффективнее.
Категория третья. Инструментарий пользователя.
Работая над «интеллектом» поисковика, стоит обратить внимание на то, чем пользуется посетитель сайта. Наибольший интерес в настоящее время представляет мобильный поиск. Стоило бы предложить пользователям также и выбор используемого типа соединения, потому что, допустим, по dial up редкий смельчак будет искать видео, а тем, у кого ограничен трафик, не всегда нужны изображения.
Категория четвертая. Чего хочет пользователь.
Большинство, конечно, выражает свои желания в запросе более-менее конкретно: музыку скачать, World of Warcraft – поиграть. Но все равно в связи с этим могут случаться ошибки – например, вместо игры пользователь получит ссылку на профиль игрока WoW, что ему, конечно, не нужно. И если он хочет «скачать музыку бесплатно без регистрации», это не значит, что он хочет отсылать смс за право скачать музыку. Есть и другие варианты (цитируем bash.org.ru): запрос «кожа ролевые игры» вовсе необязательно означает то, что вы могли подумать, - кто-то ищется кожа для пошива плаща или штанов, с последующим их ношением на ролевых играх. Конечно, формулировать запросы нужно точнее, но в контексте борьбы поисковиков, они должны предугадывать желания пользователей. Для этого и нужно изучение поведенческого таргентинга и сведения о том, какие сайты он посещает. Это как выбирать подарок на день рождения: если пользователь посещает сайты формата ХХХ, то ему нужно подарить видеокассету с тематикой «кожа ролевые игры», и, напротив, просто материал, если он завсегдатай сайтов «ролевух», фэнтези, Толкиена и т.д. К сожалению, вопрос о том, насколько этично узнавать, какие сайты чаще всего посещает пользователь, препятствует исследованиям. Например, один из самых интригующих исков последних месяцев, - иск о нарушении пиратских прав к YouTube, где истец требует сведения о том, какой пользователь сколько раз просмотрел какие ролики. Но мало кто хотел бы, чтобы его «поймали» на любви к ХХХ-сайтам, даже пусть «то останется только между нами».
Категория пятая. Личность пользователя.
И снова «белое пятно» в работе поисковых систем, в силу вышеназыванной этической проблемы. О личности пользователя чаще всего можно догадываться, но, обладая некоторыми сведениями о том, как он проводит свое время в Сети, можно составить приблизительный портрет. Вот простой пример:
- время пребывания в Сети, - от 12 утра до 3 ночи;
- тип соединения, - DSL, анлим (медиа-контент всегда включен);
- большое количество закачек;
- активное посещение сайтов эротической, развлекательной тематики, автомобильного форума, сайт,ов посвященных IT-технологиям.
Что мы можем сказать о пользователе по этим пунктам? Скорее всего, это молодой мужчина, студент или человек со свободным графиком работы, имеющий автомобиль или желающий его приобрести, интересующийся IT (логично, не так ли?), возможно, работающий в этой сфере. Эротические и развлекательные сайты ни о чем особом не говорят. Так вот, зная все вышеперечисленное, можно составлять рекламу для такого пользователя, чтобы она была намного эффективнее: например, «Посетите сайт для настоящих мужчин! Автомобили, новейшие технологии, красивые девушки, лучшие приколы!» По этому принципу в настоящее время ведутся активные разработки в области детского и «гендерного» поиска. Вполне естественно будет, что запросы у всех категорий разные, равно как и сайты в выдаче.
Следующий аспект, - язык пользователя. Так, вышеупомянутый нами персонаж, пожелав купить, скажем, плеер, введет в поисковой строке: купить плеер такой-то модели, такого-то производителя, 2Гб памяти, 100 – 150 долларов (хотя с цифрами лучше не перебарщивать, поисковики их не любят), и получит желаемое. Другой пользователь может не знать точно, и написать «mp3-плеер недорогой с видео», и ему уже придется покопаться больше. А третий и вовсе напишет «иривер плеир где много памяти». Поисковой системе необходимо понимать и удовлетворять запросы всех троих. Тем более, что процент последних не так уж мал.
Категория шестая. Модные запросы.
Близки к сезонным, но не периодичны и достаточно кратковременны. Продвижение по такому запросу требует от оптимизатора большой оперативности и ловкости рук. Так, когда в Рунете случился пик «олбанского» языка, то одним из самых популярных слов были «медвед» и «превед». Кто-то желал узнать новое из жизни первого персонажа, кто-то выяснял, что это такое, и так далее. Что мы имеем на нынешний день? Сайт prevedmedved.ru, сайт preved.ru, preved.tut.by и сухарики «Медвед». Далее, популярный сериал «Доктор Хаус», - если набрать в Google «хаус», то на первом месте будет информация о сериале, а уже дальше – о музыкальном стиле, вагонке блок-хаус и так далее. В общем, своевременная реакция на резкий «выход в моду» какого-либо запроса может принести оптимизатору даже больше пользы, чем качественно проработанный сезонный запрос. Но, повторяем, эффект будет краткосрочный.
Категория седьмая. Альтернативные запросы
Мы говорим сейчас не о переводе из неправильной раскладки или орфографически неправильного запроса, а о тех вариантах, которые нам предлагают вместо запрошенных. Допустим, мы искали песню ДДТ «В последнюю осень», но музыки не нашли. Вместо этого нам предлагают, к примеру, фильм или тексты, где встречается данное словосочетание. Это не будет хорошо, особенно, если мы искали песню не по словам «в последнюю осень ни строчки», а конкретно «ДДТ, mp3, скачать «В последнюю осень». Лучшим вариантом будет, конечно же, предложить «скачать ДДТ» другие песни. Равно как вместо ноутбука приобрести компьютер, вместо юбки – брюки, а тура на Гавайи – тур на Мальдивы. Кроме того, здесь включается и поведенческий таргентинг, - сколько времени пользователь проведет на сайте. Возможно, он просто зайдет, скачает песню и уйдет, но вы можете предложить ему узнать биографию группы, список предстоящих концертов, скины для Winamp на тему ДДТ, - вот и задержался наш пользователь, а нам только того и надо.
Вот какие категории входят в простой, казалось бы, запрос. И все их необходимо учитывать не только поисковым системам при составлении списка выдачи результатов, но и оптимизатору, который рассчитывает на определенную аудиторию.
Лариса Свердлова, SEO-ученица.
Публикации по теме:
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Начинается прием заявок на «Лучший оптимизированный сайт года»
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.