"Деловой интернет"-2012: рекламы - нет, продавать - не умеем
24-25 октября в Минске прошла конференция «Деловой интернет». Raskrutka.by не упустила возможность побывать на знаковом для Байнета мероприятии.
Пожалуй, первое, что стоит отметить – неожиданно большое количество людей. Во время первого же доклада - полный зал. По словам Юрия Зиссера, проданы все билеты. Более того: организаторы настолько не ожидали такого наплыва заинтересованных байнетовчан, что тем, кто покупал билеты в первый день конференции… не хватило бейджиков.
А тем, кто совсем припозднился - не хватило даже сидячих мест в зале.
- Вы, наверное, слышали, что я постепенно отхожу от оперативного управления. Но я выполняю свои функции председателя Совета учредителей, регулярно бываю на работе. А то меня тут уже отправляют - кто на Запад, кто в Израиль, кто в Россию. Сначала я удивлялся, потом смеялся. В общем, как говорил Высоцкий: «И не надейтесь, я не уеду!».
После чего слово было предоставлено Александру Чекану (кстати, Александр является идейным вдохновителем конференции), который образно обрисовал портрет Байнета и рассказал о его перспективах.
После доклада Чекана была вручена Премия Байнета, результаты и фотографии с которой Вы можете посмотреть здесь.
«Троллинг» по-белорусски
Весьма познавательным оказался доклад Сергея Повалишева, который рассказал о тенденциях доменной зоны .BY. Во-первых, Повалишев огласил последние имеющиеся данные:
– В этом году доменной зоне .BY исполнилось 18 лет. Международная организация ICANN утвердила доменную зону в мае 1994 года. На сегодняшний день в нашей национальной доменной зоне насчитывается более 70 тысяч доменных имен (…). Сегодня 48266 доменов «привязаны» к сайтам, и около 22 тысяч – куплено «впрок». Регистрируют домены не только белорусы. Наверняка, вы уверены, что на втором месте – Россия. Мы тоже так думали, пока не провели соответствующее исследование. Оказалось, что большинство иностранцев, желающих зарегистрировать домены в зоне .BY – жители Германии. На третьем месте – США.
При этом свободных двубуквенных доменов в .BY-зоне уже не осталось – они полностью раскуплены, и часть их, без сомнения, принадлежит киберсквоттерам.
Также Повалишев отметил, что, вероятно, будет зарегистрирована кириллическая доменная зона .БЕЛ.
Под конец своего доклада Повалишев огорошил зал неожиданным заявлением. В октябре Hoster.by проводил благотворительный аукцион «красивых» доменов в бай-зоне. После завершения торгов за три домена были предложены очень крупные суммы: casino.by - 165 025 000 руб. (ок. $19 000), business.by - 130 025 000 руб. (ок. $15 000), buy.by - 26 525 000 руб. (ок. $3 000). К слову, на своей страничке в Facebook Raskrutka.by отмечала, что некоторые лоты оценены подозрительно дорого. Да и пользователи в комментариях стали смутно догадываться, что это «троллинг», и кто-то специально накручивает цену лота.
Так и оказалось:
- Люди решили нажиться на аукционах. Они сделали фейковые ставки и попытались потянуть время. Мы по правилам аукциона давали 5 дней на оплату. Они всячески затягивали сроки, стараясь тем временем перепродать еще не купленные домены куда-то на сторону, - рассказал Повалишев.
В результате все три домена будут выставлены на продажу снова - во время третьего этапа аукциона.
Примерно к такому выводу можно прийти, проанализировав доклады Михаила Дорошевича (Gemius Belarus) и Евгении Родиной (ZenithOptimedia).
Михаил Дорошевич рассказал о том, что размер интернет-аудитории в сентябре составил 4,383 млн человек (возраст – 15+).
80,13% белорусских пользователей используют интернет каждый день. Рост интернет-аудитории замедлился: количество пользователей выросло всего на 14% за год. Большинство пользователей – по-прежнему минчане 25-34 лет. Топ сайтов по охвату фактически не изменился: белорусы очень уважают Mail.ru, Vk.com, Yandex.by, Google.by и Tut.by.
Гораздо более печальная картина обстоит с рекламой.
Эту же мысль подтвердила в своем докладе и Евгения Родина:
- До 2011 года медиарынок рос значительными темпами, но после первой волны кризиса 2009 года он упал на 23%. Далее, в 2011, была вторая волна кризиса. Сейчас после кризиса рынок немного оживляется, растет, но темы очень маленькие. К 2013 году мы можем достигнуть уровня хорошо, если 2007 года. Но по сравнению с другими странами у нас интернет-рынок недооценен.
Отойдем ли в интернет-коммерции от формата Жданович?
Этим вопросом задалась Евгения Чернявская в своем докладе «Интернет-торговля в Беларуси: куда плывут челноки». Евгения отметила, что уровень интернет-коммерции в Беларуси по-прежнему оставляет желать лучшего. Интернет-торговля должна строиться на трех китах: сервис, оплата и доставка. Но даже с этими фундаментальными вещами в Байнете возникает целая проблема:
– Товар в наличии – казалось бы, такая простая вещь. Однако по статистике в 78% случаев (!!!) пользователь не может совершить покупку именно по этой причине: товара попросту не оказывается. Кстати, интересный факт: человек в среднем трижды заходит на сайт, прежде чем совершить на нем покупку. Это еще один факт в пользу того, что сайт интернет-магазина должен располагать покупателя, чтобы на него элементарно не противно было возвращаться. Кстати, у наших интернет-магазинов нередко возникает проблема даже с гарантией. Не так давно заказывала себе чайник. Спрашиваю у продавца: «А где гарантия?». Мне с удивлением отвечают: «А вам нужна?..». В итоге мне дали пустой лист со штампом. Я спросила, можно ли туда вписать данные о продавце. На что мне ответили: «Вы что, сами не можете заполнить?!.».
Сегодня в реестре Минторга зарегистрировано 4383 интернет-магазинов, но из них реально функционируют только 2219 магазинов. На 2219 магазинов приходится… 1422 продавца. Иными словами, на одного продавца в среднем сегодня приходится 1,6 магазина. Впрочем, есть торговцы, на которых зарегистрировано даже… по 22 магазина. Около десяти имеют 12-14 интернет-магазинов, остальные – по 2-3. Делается это, естественно, чтобы «забить выдачу».
- Я считаю, бесполезно говорить об электронной коммерции, пока у нас такая ситуация, - резюмировала Евгения Чернявская.
Подытоживая, нужно сказать, что впечатления от конференции остались самые разные. Кто-то сетовал на то, что ничего нового узнать не удалось. Кто-то - остался вполне доволен мероприятием. Но важно, пожалуй, даже не это. А то, что собралось столько людей, переживающих за судьбу Байнета.
Публикации по теме:
Константин Максимюк: сказ о том, как копирайтер SMMщиком стал
По следам «Основного инстинкта»: ответы на актуальные вопросы
SEO-топы «палят темы». Часть II
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.