Байнет и его будущее: за месяц до часа П
Что ждёт нас после вступления в силу указа 60? Как повлияет на белорусскую экономику обязательная регистрация? Чем будут заниматься провайдеры? Raskrutka.by делает свои предположения.
Идёт экскурсия по атомной электростанции. За стеклом два мужика, упакованные в специальные противорадиационные костюмы, очень аккуратно несут маленький тюбик. Мужчик спрашивает у экскурсовода:
- Извините, а что будет, если они уронят этот тюбик?
- Да в принципе ничего не будет... В радиусе трёх километров.
Если кратко перечислять основные «достижения» белорусского правительства в области освоения Сети, то они таковы:
1. Обязательная платная регистрация всех белорусских сайтов «информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет».
2. При этом те, кто оказывает населению услуги или продаёт товары, а также все госпредприятия и организации должны перейти в зону .by в обязательном порядке.
3. При этом регистрироваться сайты должны хостерами, а отправлять регистрацию (со счётом-фактурой на 16 800 белорусских рублей) – сами пользователи.
При этом, как отмечено в блоге Юрия Зиссера, «эта плата является ничем иным, как завуалированной государственной пошлиной за государственную регистрацию. Однако госпошлина регулируется совершенно другим законодательством, и по закону государственная хозрасчетная организация вроде БелГИЭ взимать госпошлину не имеет права. Правда, можно брать деньги за оказываемые услуги. Однако никакой услуги при государственной регистрации сайта никому не оказывается: исследования, экспертизы и т.д. не проводятся. В данном случае компьютер, связанный через интернет с компьютерами хостинг-провайдеров, автоматически круглосуточно принимает от последних регистрационную информацию через интернет и помещает ее в свою базу данных без какого-либо участия человека. Даже регистрационное удостоверение является не бумажным, а электронным и формируется опять же без участия человека. Причем данные у владельцев сайтов собирает не государство, а хостинг-провайдеры - то есть даже фактические расходы по сбору информации государство не несет. Их несут хостинг-провайдеры - и они же еще теперь будут обязаны за это платить».
Что в этой ситуации делает владелец интернет-магазина? Вздыхает и идёт регистрироваться, потому что у него вариантов нет. Но самое интересное, что пока у него нет не только вариантов, но и необходимой формы для обязательной регистрации в торговом реестре Беларуси. Это уже отдельная регистрация, относящася только к интернет-магазинам, но тоже интересная: зарегистрироваться нужно с 1 по 30 июня в обязательном порядке, узнали они об этом 29 апреля, когда вышло постановление, но формы, по которой нужно регистрироваться, пока тоже нет, а будет лишь (наверное) 15 мая.
Что в этой ситуации делает простой веб-мастер? Простой веб-мастер, в худой котомк поклав ржаное хлебо, уходит на зарубежный хостинг, потому что не нужны ему лишние траты, да и не всем хочется, чтобы их сосчитали, - просто потому что не хочется. И поэтому дальнейший диалог власти, решившей регулировать интернет, и веб-мастера будет выглядеть как-то так:
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
- Почему же вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- Жалеете по полтиннику?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.
Итак, путем 301 редиректа и небольших потерь (например, не так просто найти хорошее имя в зонах .ru и .com), веб-мастер уходит. Но вот где ещё подводные камни – например, что такое ресурс национального сегмента и куда от него плыть? Ни одного чёткого определения по этому поводу пока не существует. Если сайт располагается физически в Беларуси, посвящен Беларуси, а домен в зоне .com, это белорусский сайт или нет? А если сайт расположен, к примеру, в зоне .of.by или .com.by? А если в зоне .by, но хостится вообще в Гватемале? Можно взять шире и попросить зарегистрировать отдельно сайт каждого блогера с blogi.by. При этом белорусские хостеры не могу пользоваться зарубежными серверами, а на своих может и места не хватить.
Однозначно, есть над чем задуматься.
Кстати, задуматься стоило и раньше – после всех скидок «Белтелекома» для - в том числе - хостинг-провайдеров можно предположить, что часть прибыли, которую получат белорусские провайдеры, уйдёт не на дальнейшее развитие, а на сложные бухгалтерские операции, носящие вкупе название «поддержка штанов». Поскольку теперь на провайдеров возложены обязанности:
1) По регистрации сайтов пользователей
2) По рассмотрению жалоб на контент (причём не только белорусских сайтов, а вообще тех, к которым можно ограничить доступ)
3) По ограничению доступа к плохому контенту
4) По рассмотрению заявок о прекращении оказания услуг по хостингу и поддержке доменных имён в зоне .by (а что делать)
5) По предоставлению всех личных данных пользователей органам при необходимости
Зато российские провайдеры заинтересованы и рекламируются при помощи поросёнка Петра, который сваливает от госрегистрашки.
И, конечно, нельзя не упомянуть обязательную регистрацию данных посетителей интернет-кафе. С одной стороны, формально ничего предосудительного в этом нет – казалось бы, заходи на хорошие, полезные сайты, за которые не стыдно, и не придётся ничего скрывать. Это вообще вечный вопрос приватности в сети. Но, с другой стороны, это – нарушение моих прав потребителя. Продавая мне буханку хлеба, кухонный нож или шляпу, продавец не спрашивает у меня паспортные данные и дальнейшую судьбу шляпы – может, сама носить буду, может, на пугало в огороде напялю. С чем связана такая фамильярность в области предоставления интернет-услуг – неясно.
Таким образом, дальнейшая судьба байнета смутно ассоциируется с картиной Верещагина «Апофеоз войны» - всё чистенько, пустенько, черепа блестят, отполированные песком и временем, и ветер дует. А вся жизнь плавно перетекла в другие доменные зоны, и там кипит. И вот в чём вопрос: сколько в байнете бились за развитие национального сегмента, сколько старались пресечь практику, при которой белорусский пользователь заходил на tut.by, читал новости, а затем набирал в поисковике «вконтакте.ру» и уже к национальному сегменту в этот день больше не возвращался; а какое развитие получит интернет-торговля, если, к примеру, владелец магазина kaljan.info не станет заморачиваться с переносом имени, а останется у нас только kj.by – рынок есть, а конкуренции нет, и кругом сплошной социализм.
Причины у такой кастрации байнета самые разные – и желание контролировать сферу, и избавиться от сайтов, которые могут не поддерживать линию партии, и отщипнуть кусище от нетронутого каравая белорусского сегмента Сети, и даже оградить юзеров от порно и экстремизма. Ну что ж, метод выбран радикальный – на лысой голове воши не заведётся. Посмотрим, как оно дальше будет.
Анастасия Сикорски, Raskrutka.by
Публикации по теме:
АлекSEO Титов: «Платон их накажет!»
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
http://lurkmore.ru/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA#.D0.9F
а по теме... ну что ж, какая страна, такой и интернет :)
все идет к созданию отдельного глобуса Беларуси и интернет-сети вокруг него :)
PS - кстати, нигде не видел ничего, что бы касалось корпоративных почтовых ящиков. Ведь почта и сайт могут располагаться на разных серверах, по определению информационной системы электронная почта не является ее составляющей, поэтому интересно что думают бояре из Минсвязи, если будет подобный прецедент.
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.