Четырехлетняя система убьет образование в сфере ИТ?
Очередная реформа белорусского образования может серьезно подкосить ИТ-отрасль, одну из немногих отраслей белорусской экономики, приносящих в страну живую валюту - по крайней мере, такого мнения придерживаются представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих сегодня ИТ-специалистов.
Впрочем, и эта проблема не главная - из-за высоких заработков в ИТ-отрасли страна теряет ценные кадры, которые могли бы двигать вперед белорусскую науку. В погоне за "длинным рублем" олимпиадники используют престижные ВУЗовские специальности как средство быстрее приступить к заработку заветных "килобаксов" в ИТ-компаниях, выполняя значительно менее интеллектуальную работу, чем могли бы.
В работе круглого стола, который был посвящен проблемам ИТ-образования в Беларуси и прошел на прошлой неделе в компании Itransition, приняли участие представители ведущих белорусских ВУЗов, готовящих программистов, и учебного центра Itransition: декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Мандрик, декан механико-математического факультета БГУ Дмитрий Медведев, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Прытков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий факультета информационных технологий и управления БГУИР Владимир Голенков, главный инженер компании Itransition Павел Лебедев и руководитель корпоративного учебного центра Itransition Юрий Анушкин.
Темы, поднимавшиеся на круглом столе, нельзя не назвать животрепещущими для белорусской ИТ-отрасли. Но, пожалуй, наиболее интересной стала та часть дискуссии, которая была посвящена переводу отечественной высшей школы на четырехлетние "рельсы". Представители ВУЗов смотрят на грядущую реформу с нескрываемой тревогой, поскольку она может лишить белорусскую ИТ-отрасль притока свежих высококвалифицированных кадров, которые будут способны конкурировать по уровню с западными разработчиками.
По мнению представителей ведущих белорусских ИТ-ВУЗов, Беларусь вряд ли в состоянии перейти сегодня на болонскую образовательную модель, поскольку предложенная Министерством образования система строится по принципу 2 + 2 (два года учебной подготовки и два года производственной практики), а не 4 + 2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры). Беларуси просто не хватит денег на реализацию системы 4 + 2, поэтому "лишние" два года студентов никто учить не будет. Вполне естественно, что подготовка специалиста, учившегося по 6-летней программе будет лучше, чем у учившегося по 4-летней.
В таких условиях особенно важной становится подготовка абитуриентов в профильных лицейских классах, которые могут взять на себя часть учебной программы младших курсов ВУЗов. К сожалению, из-за того, что сегодня руководство лучших школ часто стремится сделать их гимназиями, а в гимназиях нельзя организовывать профильные классы, и из-за этого ВУЗы, работая с учениками таких заведений, вынуждены работать "обходными путями": с помощью факультативов, курсов по выбору и т.п.
Конечно, сегодня, когда образование становится массовым, специалистов, которые разбираются во всём, не нужно много. Но ведь белорусская ИТ-отрасль сегодня конкурирует со странами, где оплата труда программиста намного меньше, чем у нас. Поэтому о ценовой конкуренции за западного заказчика речи уже идти не может, а конкуренции по качеству и уровню выполнения заказа при недостаточно квалифицированном персонале уже может не получиться. Не рубит ли Беларусь тот сук, на котором сама же и сидит?..
Впрочем, если смотреть на долговременную перспективу, и сама ИТ-отрасль отбирает лучшие кадры у науки, а значит, лишает страну надежды на значимые в мировом масштабе инновации, которые могли бы родить наши ученые. Почему так получается, объяснил Павел Лебедев: многие, кто хотел бы заниматься наукой, ощущают возможность самореализации в ИТ, при этом, в отличие от других отраслей, где можно заработать деньги, эта отрасль не кажется им скучной. А поскольку ИТ-индустрия предлагает, в отличие от науки, не только самореализацию, но и приличные деньги за неё, то выбор, естественно, складывается в её пользу.
Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой.
Новости по теме:
В России снимают фильм о Яндексе
Послание потомкам от IBA
В разгаре конкурс «Системный администратор»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.