Спам против человека – за кем будет победа?
Как защитить себя и свой сайт от лишней информации?
«Как защитить себя от спама?», - вот вопрос, который рано или поздно становится перед каждым владельцем сайта или блога. Собственно, есть три варианта:
- ставить капчи и прочие блокираторы спама;
- модерировать комментарии вручную;
- закрыть возможность комментирования вообще, и гори оно все синим пламенем.
Какой из этих способов лучше? Несомненно, эффективнее всего последний, но он радикален, как лечение головной боли гильотиной. Поэтому попробуем выбрать между первым и вторым.
Несовершенство капч давно стало притчей во язецах. Говоря кратко, они бывают двух видов, - понятные и непонятные. Причем спам-боты и пользователи оказываются примерно в равных условиях, - что непонятно одним, то непонятно и вторым. Вводить простые числовые и буквенные капчи давно уже научились первые, а те, которые не могут распознать боты, зачастую непонятны и пользователям, - попробуй различи невооруженным глазом, какая буква на какую наползла.
Вообще, все капчи делятся на три вида:
- символьная (где нужно просто скопировать в соответствующее поле цифры, буквы или слова);
- кликабельная (необходимо поставить галочку в соответствующем поле);
- функциональная (где пользователю нужно ввести символы в определенном порядке или, скажем, решить несложный пример).
Если сортировать их по эффективности, то для спам-ботов давно уже не представляют никакой сложности символьные капчи, хорошо справляются функциональные, а кликабельные (обычно поле сопровождается текстом «Я – не робот») оптимальны для тех, кто работает с WordPress.
Ручная модерация, с одной стороны, как и любая ручная работа, всегда на порядок лучше и практически не оставляет шансов спамерам. Но у нее есть два значительных недостатка:
1. При значительном количестве комментариев их хозяин попросту может не справляться.
2. В последнее время появилось огромное количество «умного спама». Если раньше он имел вид «окна, окна пластиковые, окна в моске, купить окна, окна порно», то сейчас есть прекрасные осмысленные комментарии, которые, может, и не совсем относятся к теме поста, но обращают на себя внимание. Например:
- автор, скажите, а Вы, случайно, не из Москвы?
- Вот блин! Все уже об этом знают, кроме меня :)
- мне ваш блог напоминает фильм «Автострада-60», не замечаете сходства?
- так-то оно так, но у каждого может быть свое мнение по этому вопросу, отличное от Вашего;
- автор, сори за офтоп, вы не пробовали зарегистрироваться в ЯндексКаталоге? Я вот попробовал, результаты впечатляют!
Такие комментарии положительны тем, что они как бы касаются темы (вскользь, но не полный офф-топ), что они обращены непосредственно к автору и чаще всего бывают только положительными, - на такой и ответить приятно бывает, особенно если вообще комментариев мало. Еще одна остроумная находка – спам со ссылкой на социальную сеть (автор сталкивался только с «Вконтакте», хотя, возможно, аналогичный способ есть и для одноклассников), в самом посте задается вежливый вопрос – «Это не вас я случайно нашел?», а ссылка просто перекидывает пользователя на его собственный профиль, поэтому, само собой, - «нас».
В настоящее время из-за подобных комментариев… как ни странно, немного улучшается качество комментирования, потому что если отвечать на пост просто «Афтар, жжош!», то ваш комментарий не пройдет модерацию, значит, нужно писать исключительно по делу. Хотя некоторые спамботы любят писать такие комментарии (допустим, статья называется «Болдинская осень»): «Спасибо! Но хотелось бы узнать подробнее о Болдинская осень». Такой вариант подходит для языков без падежей, однако для русского малоэффективен. Впрочем, в подобных комментариях нет ничего плохого, особенно если вы начинающий блоггер, - оставляете самые вменяемый и нейтральные, а это поможет другим преодолеть психологический барьер «первого комментария». Это ведь только на свежепокрашенном заборе русский человек рад написать что-нибудь эдакое, а комментарии первым мало кто любит оставлять.
Есть и еще один способ, который, правда, работает больше на время и помогает отсеять «ручных» спамеров, - банальное удаление поля «Веб-сайт» и невозможность вставлять ссылки в поле ответа. По сути, для спамеров важна активная ссылка, а не само упоминание сайта, а если комментирующий – не спамер, то сможет обосновать причину, по которой публикует адрес сайта. Это если кратко.
Ну, и не следует забывать о программном обеспечении. В Интернете достаточно большой выбор программ, которые помогают блокировать спам на сайтах, например, Spam Karma, можно также вставить на страницы специальный код, который будет предотвращать повторное появление спама (например, такой).
Таким образом, какой выбор сделать, чтобы получить поменьше спама? В общем, стопроцентную гарантию даст только способ №3 в нашем списке, - закрытие комментариев. Если у вас небольшой блог, достаточно использовать простую капчу и ручную модерацию, если блог, «вкусный» для спамеров, - используйте «запирающие» ссылки тэги и разрешайте публикацию url-ов только зарегистрированным, проверенным пользователям. А если от спама избавиться полностью не получается, - учитесь извлекать из него пользу. Например, напишите статью о том, как лучше всего избавиться от спама :)
Публикации по теме:
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Начинается прием заявок на «Лучший оптимизированный сайт года»
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.