Что ловят социальные сети?
Феномен социальных сетей – один из самых ярких в Интернете. Их мгновенная популярность, объем аудитории и даже теперешний рост (к примеру, FaceBook за прошедний год вырос на 153% по миру и пока что не останавливается на этом) заслуживают определенного уважения. Кроме того, они успели обрасти брутальными легендами о том, что «спецслужбы специально спроектировали сети с сознательным созданием социофилами собственноручных «сливов» секретных сведений».
Более того, совершались ужасные преступления в этой области: американский гражданин, разведенный с женой, которому суд постановил не иметь с ней никаких контактов, в том числе телефонные, отправил ей через Facebook фотографии со свадьбы друга, - пожалуйте в камеру. Гражданин Марокко выдал себя за принца (опять же, Facebook), - на три года в тюрьму, а могли бы и замучить до смерти.
Впрочем, об этом было написано уже немало, и даже сравнение «растут, как грибы после дождя» теперь ассоциируется исключительно с многочисленными социальными сетями, соблазненными примером MySpace и Facebook, Одноклассники и Вконтакте. На самом деле, вышеназванные сети – самые популярные, как и МойМир, и не все знают о таких сетях, как: fsbook.ru, vspomni.ru, toodoo.ru, ruspace.ru, my-lib.ru, mityaev.ning.com, justsay.ru и многих других. Большинство из них насчитывает сроком своего существования около года, есть тематические и общего профиля, но мало кто из них сумел догнать сетевых королей. Это практически столь же недосягаемо, как поиску tut.by перегнать Google. И все-таки они очень стараются. Давайте посмотрим, какие же сети и что предлагают пользователям.
Fsbook.ru (2008)– одновременная игра слов с Facebook и ФСб. Появилась на волне «социально-сетевой паранойи». Имеет рубрики «Сдать друга», «Поиск», «Застенки» и т.д., прямо сообщает о том, что вся информация собирается для спецслужб. Регистрация осуществляется не напрямую на сайте, а через «повестки» (оставленные электронные адреса). До регистрации практически никаких других сведений о сайте не дается. PR = 3.
yatalent.com (2007) – социальная сеть для талантливых и амбициозных людей. Помимо стандартных возможностей, ориентируется на заведомую «творческую жилку» пользователей, поэтому предоставляет ему возможность размещать свои креативы в различных областях жизни, а также участвовать в тематических конкурсах. Так сказать, смесь livejournal, Проза.ру и тому подобного в одном флаконе. Однако же, работай сайта оставляет желать лучшего, потому что некоторые разделы (и их не так уж мало) отсылают к ошибками сервера, что не сочетается с рекомендациями и отзывами «звездных людей» типа Евгения Плющенко, - если уж брать высот, так по всем параметрам. PR = 3.
vspomni.ru (2007-2008). Несмотря на похоронное название, является продолжением Одноклассников и Вконтакте. Ничего принципиально нового пользователю не предлагает, но PR, тем не менее, имеет 5.
toodoo.ru (2006-2008) – социальная сеть «сайтофанатов». Портал тематический, рассчитан на любителей Интернет-серфинга, специализируется на обсуждении сайтов, блогов, сетей и т.д. Также работает по принципу «все в одном флаконе», на объединении множества порталов. Достаточно удобная сеть, также делается обращение к «бизнесменам и журналистом», которые жаждут информации и сотрудничества. PR = 5.
justsay.ru (2007-2008). Социальная сеть и клуб знакомств (что, впрочем, не так далеко друг от друга). Также представляет пользователям стандартный набор услуг обоих сервисов, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. PR = 4.
ruspace.ru (2007-2008). «Российская Социальная Сеть для русско-говорящих людей, как в России так и за границей» (заметим себе, что русскоговорящих пишется слитно, есть на сайте и другие ошибки, например, «удивидельный Мир» и «Белорусь»). Собственно, тематичность ресурса очень относительна, поскольку в аналогичных российских сетях люди также общаются преимущественно на русском, в том числе и за рубежом. Помимо стандартных сервисов, пользователям предлагается музыка, особый акцент делается на том, что начинающие музыканты могут заняться раскруткой своей группы прямо здесь, даже регистрация для пользователей и музыкантов отдельная. В целом, несмотря на серьезные заявки, чувствуется некоторая непрофессиональность создателей. PR = 4.
my-lib.ru (2007-2008) – клуб книголюбов. Тематическая сетевая сеть, с возможностью обсуждения книг и покупкой оных в Интернет-магазинах. Позволяет также собрать на зависть пользователями свою электронную библиотеку. В принципе, недостатков не имеет, но при огромном количестве тематических порталов в Интернете особой популярностью будет пользоваться навряд, а уж как социальная сеть вообще имеет мало значения. PR = 3.
mirtesen.ru (2007-2008) – основная особенность – карта, на которой показано приблизительное месторасположение пользователей, GoogleMaps+сайт знакомств. Больше ничем ценным не выделяется. PR = 5.
moymir.org – сеть, успевшая скандально прославиться в сети из-за названия (как и odnoklassniki.km.ru), однако имеющая все еще нулевой PR. За 15 дней существования на сайте зарегистрировались 100 человек, но в настоящее время их число увеличилось лишь в полтора раза. Вообще, само существование сети находится под угрозой, так как МойМир от mail.ru может начать судебные разбирательства. Сеть позиционировалась, как максимально удобная для пользователей, с массой возможностей, без коммерческого подтекста, но ничем особенным не удивила.
i.tut.by (2007-2008) – крупнейший белорусский портал, конечно, не мог не создать свою сетку, ориентированную на Беларусь. Собственно, только своей «белорусскостью» он и выделяется, хотя это немаловажно, потому что среди соотчественников, а не всего населения СНГ, общаться всегда удобнее. В остальном – все тот же Вконтакте, запомнился только горьковским «Мои университеты». PR = 5, что свидетельствует о необходимости иметь, помимо глобальных, и национальную сеть.
Face.by и faсes.by различаются дизайном и PR (4 и 3 соответственно), в остальном же никаких принципиальных отличий от аналогов, разве что первая сеть делает акцент на активных действиях пользователя, а вторая – на фотографях. И еще faces.by была первой белорусской социальной сетью, хотя tut.by перехватил пальму первенства.
Конечно, это лишь часть большого количества сетей (chipp.ru, IKnowFuture.com, funtastic.ru, moe.by и десятки других). Тем более что под понятием «социальная сеть» теперь понимаются и блоговая сеть, и тематический сайт для общения, и обычные сайты знакомств. Проблема заключается в том, что вряд ли пользователь назовет хотя бы десять популярных сетей, включая Одноклассники.Ру и Вконтакте.Ру. Как говорят поляки, «што занадта, то не здрова». Среди десяти основных недостатков сетей в принципе (по мнению пользователей), кроме опасений большого количества спама и проблем, связанных с полным отсутствием конфиденциальности, на первом месте – именно большое количество таких сетей, без возможности пользоваться универсальным аккаунтом, что приводит к большим трудо- и времязатратам. А сетей становится все больше, тем более, что появились сервисы, позволяющие создавать их самостоятельно (ning.com).
Прогноз тут вполне очевиден – пользователь достаточно быстро пресытится всеми возможностями, аудитория схлынет, останутся лишь некоторые крупные сети, которые, скорее всего, разделят между собой рынок, объединят в себе самые удачные идеи (типа карты на Миртесен.Ру), наполнятся рекламой. Кстати, в настоящее время ведутся активные разработки по поведенческому таргетингу и таргетингу по интересам пользователей, в том числе в сетях, - правда, Facebook уже обжегся на этом, получив массу возмущенных откликов от пользователей, друзья которых теперь были в курсе всех их покупок.
Нельзя сказать, что такой ажиотаж вокруг этого направления в Интернете – явление отрицательное, ведь здоровая и не очень конкуренция всегда была стимулом для развития рынка. Но в настоящее время конкуренция слишком уж неравная – качество + приоритет новизны против качество + количество – однообразие. Мелкие социальные сети, правда, не злоупотрбляют рекламой, используя ее, скорее, в продвиженческих целях, но это исходит в основном из отсутствия широких возможностей, а не заботы о пользователях. Эта проблема может быть решена, и она постепенно решается, - созданием многими компаниями «дружественных» аккаунтов, которые позволят заходить сразу на несколько сайтов и не держать в голове множество паролей, и не копировать туда-сюда информацию. Для существующих же отдельно сетей будет недостаточно даже качественного продвижения, - нужно предлагать новое, новое и новое. Только такие социальные сети будут в числе тех, кто останется и через несколько лет. А те грибы после дождя, что не будут собраны пользователями, так и пропадут напрасно.
Публикации по теме:
АлекSEO Титов: «Платон их накажет!»
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.