
Владимир Комков (Shop.by): «Белорусское законодательство в сфере e-commerce - вполне рабочее и гармоничное»
Электронная коммерция – одно из наиболее динамично развивающихся направлений Байнета. С каждым годом белорусы делают все больше покупок в интернете, оставляя в отечественных интернет-магазинах немалые суммы. Что именно приобретают в Сети? Сколько денег тратят на онлайн-шопинг? Какие проблемы наиболее остро стоят в отечественной e-commerce? На эти вопросы мы и постарались дать ответы в нашей очередной публикации.
Весной в Минске проходила вторая специализированная конференция «eTrade», посвященная электронной торговле. Одним из ее участников стала Евгения Чернявская, руководитель KUPI.TUT.BY. В своем докладе Евгения подробно рассказала о том, что и как белорусы покупают в Интернете. Остановимся на наиболее интересных местах этого доклада.
По состоянию на апрель 2014 года 65% белорусов имеют опыт совершения покупок в Интернете. Всего же за последние полгода по крайней мере 887 тысяч наших соотечественников что-то приобретали в интернет-магазинах. Средний чек при совершении покупки – 290 долларов США. Общий объем белорусской e-commerce перевалил уже за 430 млн. долларов США в год.
По статистике, чаще всего белорусы покупали в интернете одежду и обувь. Но больше всего денег при этом было потрачено на электронику и бытовую технику.
Важнейшее отличие белорусской e-commerce от других рынков – высокий спрос на билеты. 18% участников исследования KUPI.TUT.BY покупали в Интернете билеты в кино, в театр или на другие развлекательные мероприятия.

Слайд из доклада Евгении Чернявской
Несмотря на то, что во многих интернет-магазинах сегодня можно расплатиться прямо на сайте, банковской картой, белорусы не очень-то охотно пользуются этой возможностью – ее выбирают всего лишь 12% посетителей. Впечатляющие 60% предпочитают отдавать оплату наличными, курьеру.
К слову о курьерах. Именно они доставляют покупки 53% покупателей. Заказы по почте получают 29% клиентов белорусских интернет-магазинов. Самовывозом пользуется всего 8%.
Около 41% пользователей обращались к помощи торговых площадок. 35% белорусов находили интернет-магазины через поисковые системы.
Остальные покупатели распределились следующим образом:

Слайд из доклада Евгении Чернявской
И последний интересный момент – страны, в которых совершались покупки. Здесь нужно отдать должное патриотизму наших соотечественников: 89% белорусов предпочитают шопинг в белорусских же интернет-магазинах. Услугами китайских площадок пользуется гораздо меньше пользователей – 21%. В российских и американских интернет-магазинах делают покупки соответственно 11% и 8% белорусов.
А какие проблемы наиболее остро стоят в белорусской интернет-торговле сегодня? С этим вопросом мы обратились к Владимиру Комкову, руководителю Торгового портала Shop.by. И вот какая беседа у нас получилась:
- Владимир, какая проблема, на ваш взгляд, более всего актуальна для белорусской электронной коммерции? Несовершенное законодательство, регулирующее эту сферу? Недобросовестность отдельных продавцов? Природная консервативность белорусов, которая тормозит развитие всей сферы?
- Для той части электронной коммерции в Беларуси, которую делает белорусский бизнес, наиболее актуальна проблема конкуренции с глобальными и крупными российскими компаниями. Белорусское законодательство в сфере электронной коммерции считаю вполне рабочим и гармоничным. «Природные консервативность и осторожность» - да, здесь так же, как и в других частях белорусского бизнеса, от неприятностей спасают, но развитию мало чем помогают.
- Как вы считаете, какие явления белорусской e-commerce вызывают самые негативные эмоции у интернет-продавцов?
- Предположу, то, что государство с них спрашивает куда больше, чем с нелегальных посредников их заграничных конкурентов.
- А у покупателей? Часто ли вам приходится слышать об откровенном обмане интернет-магазинами своих клиентов? Какие недобросовестные приемы наиболее распространены?
- Сегодня мне редко приходится слышать об откровенном обмане в белорусских интернет-магазинах, на порядок реже, чем это было два-три года назад. Самый распространенный, намеренный недобросовестный прием – выставить на продажу широчайший ассортимент, а при заказе покупателю предлагать скромный выбор из имеющихся «аналогов». Например, на сайте интернет-магазина предлагать 40-50 моделей ноутбуков, а покупателя при заказе уже уговаривать на покупку одной из 10 реально имеющихся. Это не только покупателей отворачивает, но и очень мешает работе добросовестных интернет-магазинов.
- Исполняют ли белорусские интернет-магазины свои обязательства по гарантии? Можете ли припомнить какие-то случаи, неприятные или курьезные, связанные именно с гарантийными обязательствами?
- На мой взгляд, в последние годы эта проблема, практически сошла на «нет». В Беларуси работает множество сервис-центров производителей товаров и профессиональных сервис-центров. Самый среднестатистический интернет-покупатель уже знает, как выглядит гарантийный талон, куда развернуть курьера без гарантийного талона и как истребовать с продавца исполнение гарантийных обязательств. Кроме того, серьезные интернет-магазины понимают, что белорусская гарантия – их конкурентное преимущество перед заграничными интернет-магазинами.
- Какое будущее ждет белорусскую электронную коммерцию? На ваш взгляд, станет ли со временем эта сфера такой же развитой, как скажем, в Западной Европе или США, где покупки в интернете регулярно совершает около 87% населения?
- Смотрите, 65% белорусов покупают в интернете – разве у нас есть повод комплексовать насчет интернетизации наших покупок? Расти есть куда, но уже сейчас страна прилично покупает в интернете.
Уровень сервиса – представление информации о товарах, варианты оплаты, доставки, взаимодействие с покупателем – растет, и конкуренция проследит за тем, чтобы этот рост продолжился. Уже сейчас работает достаточно конкурентоспособных белорусских интернет-магазинов, в которых приятно покупать и в которые приятно возвращаться.
- Большое спасибо, Владимир! Благодарим Вас за содержательную и интересную беседу!
Публикации по теме:
«Вопрос-ответ»: категорий – много, интернет-магазин - один
6 способов выгодно использовать страницу подтверждения заказа
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.








