DuckDuckGo: поисковик, который не следит за пользователями
Поисковик, который Google сегодня называет своим единственным конкурентом, был придуман в 2006 году, можно сказать, случайно.
Его создатель, Гэбриэл Уайнберг, как раз получил 10 миллионов долларов за продажу своего первого проекта, The Names Database — откровенно говоря, слабого подобия Facebook, платного и с ограниченным количеством возможностей. Тем не менее, в его детище оказалась заинтересована компания United Online, в результате чего и состоялась сделка, принесшая недавнему выпускнику Массачусетского технологического института деньги на новый стартап. Вопреки обычной истории, когда создатель полномасштабного успешного проекта давно лелеет мечты о его развитии и раскрутке, поначалу Уайнберг не знал, чем конкретно заняться, и попытался разделить внимание сразу между несколькими проектами. Понимание того, что миру не хватает простого анонимного поисковика, пришло к нему не сразу.
В то время Google активно коммерциализировался — рекламные блоки, партнерские объявления, и, кроме того, не менее активно собирал информацию о своих пользователях. Несмотря на то, что он делал это для их же блага: чтобы показывать, например, по запросу «наполеон» домохозяйке рецепт торта, а школьнику в то же время биографию полководца — мысль о том, что где-то собираются, обрабатываются и хранятся данные о практически каждом пользователе всемирной паутины, нравилась далеко не всем. Гэбриэл Уайнберг не был в числе недовольных, но смог отлично отследить тенденцию и принялся за разработку DuckDuckGo — поисковика, который не следит за своими пользователями. Выбор столь странного названия Уайнберг объясняет достаточно просто: пришло в голову, и никакого тайного смысла. Это видоизмененная строчка из детской считалочки.
Поскольку DuckDuckGo ушел от технологии сбора информации, что также включало в себя отсутствие истории запросов, в его алгоритмах нельзя было применять пузырь фильтров — способ, при котором пользователю показывается информация, подобранная с учетом его прошлых запросов. Проще говоря, тот же Google по одному и тому же запросу сегодня покажет вам не то, что в прошлом году — а то, что сочтет нужным, проанализировав ваше поведение в сети за минувший год, и, конечно, двум разным пользователям на один и тот же запрос будут выданы разные результаты. Когда вы ищете в DuckDuckGo, вы всегда получаете один и тот же результат, и этот тот результат, который наиболее точно соответствует поисковому запросу. Кроме того, DuckDuckGo не показывал контекстную рекламу, и в нем отсутствовало понятие партнерских рекламных объявлений, которые так мозолят глаза на первых страницах «больших» поисковиков.
Несмотря на полный надежд старт, состоявшийся в сентябре 2008 года, на начало 2011 DuckDuckGo обрабатывал всего около 90 тысяч поисковых запросов в день, когда Google — на два порядка больше. Именно тогда Гэбриэл Уайнберг решился выйти с DuckDuckGo на улицы Сан-Франциско, разместив по городу билборды, на которых был напечатан логотип поисковика и фраза, ставшая впоследствии знаменитой: «Google следит за вами, мы — нет».
Было ли это прямым последствием той рекламной компании, или нет, однако уже в августе того же года DuckDuckGo.com оказался в списке «Великих» сайтов по версии журнала Time. Следующий шаг к популярности DuckDuckGo был сделан, как ни странно, Google — объединившим аккаунты пользователей нескольких своих сервисов, включавших YouTube, Gmail и другие. Множество пользователей смогли увидеть в этом угрозу своей конфиденциальности и массово перешли на сторону добра, где их давно ждал DuckDuckGo. Количество обращений к поисковику достигло полутора миллионов в день.
Новый приток пользователей был спровоцирован нашумевшим делом Эдварда Сноудена, который рассказал всему миру о том, как Агентство национальной безопасности Штатов собирает информацию о простых пользователях интернета, включая и историю их поисковых запросов. Сегодня DuckDuckGo обрабатывает около четырех миллионов поисковых запросов и, конечно, не собирается останавливаться на этом количестве. В нем появилось некоторое количество рекламы — поскольку те самые 10 миллионов Уайнберга уже закончились, и он привлек к проекту инвесторов, а также нанял штат сотрудников — но эта реклама так же не использует данные пользователей, как и поисковик и не бросается на вас с заглавной же страницы. О проекте пишут, все больше восторженно, крупные издания, подмечая наиболее удачные находки Уайнберга типа интеграции с Википедией и извлечением информации сразу из нескольких систем, включая также и собственного поискового робота.
Гэбриэл Уайнберг уверен, что будущее — нет, не за DuckDuckGo, но за такими, как DuckDuckGo: простыми анонимными поисковиками, которые не следят за вами.
Публикации по теме:
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.