Куда приведет бессылочное ранжирование? Мнения российских и белорусских экспертов
Насколько изменится индустрия поискового продвижения, если система бессылочного ранжирования будет запущена? Как это отразится на работе сеошников, в том числе белорусских? Возможно ли в принципе продвигать сайты коммерческой тематики без привлечения авторитетных внешних ссылок? В нашей публикации мы постарались найти ответы на эти непростые вопросы вместе с известными экспертами в области SEO и интернет-маркетинга.
5 декабря 2013 года можно считать поворотной вехой в истории SEO. Именно в этот день, на конференции «IBC Russia 2013» Александр Садовский объявил о том, что с 2014 года Яндекс перестанет учитывать ссылки в ранжировании по коммерческим запросам. Правда, пока только в московском регионе. Однако в перспективе новая система ранжирования коммерческих запросов будет действовать во всех регионах, в том числе и в Беларуси.
Но для начала давайте разберем официальные комментарии от Яндекса, опубликованные в блоге для вебмастеров. Они разъясняют некоторые аспекты введения бессылочного ранжирования коммерческих запросов и помогают лучше понять «ход мыслей» поисковой системы.
Почему Яндекс отказывается от учета коммерческих ссылок при ранжировании?
По мнению поисковика, коммерческие ссылки «во многом утратили свое значение как сигнал для определения релевантности и превратились в шум». При этом вместе с увеличением числа ссылок качество коммерческих сайтов отнюдь не улучшается. Таким образом, Яндекс посчитал, что ссылки при ранжировании по коммерческим запросам можно вполне безболезненно отсекать – к ухудшению качества поиска это не приведет. Об этом свидетельствуют эксперименты, проведенные поисковой системой по запросам из московского региона.
Коснется ли бессылочное ранжирование запросов других категорий?
В докладе Александра Садовского на конференции «IBC Russia 2013» речь шла только о коммерческих запросах и только от пользователей из московского региона. Так что о повсеместном введении бессылочного ранжирования в обозримом будущем говорить пока не приходится. Но с большой долей вероятности можно предположить, что в случае успешного применения новой системы в Москве и области Яндекс распространит ее и на другие регионы.
Принимаемые нововведения – очередные меры борьбы с «черными» оптимизаторами и покупными ссылками?
Традиционно Яндекс мотивирует все свои нововведения заботой о качестве поиска и о своих пользователях. В случае с бессылочным ранжированием поисковик также остается верным своему кредо. Яндекс отрицает, что запуск новой системы является исключительно мерой борьбы с покупными ссылками или с «черным» SEO в принципе. Если верить официальным сообщениям, нововведение в первую очередь проистекает из тенденции постепенного снижения веса ссылок в ранжировании.
Так как теперь будут ранжироваться коммерческие запросы?
На основе всех остальных факторов ранжирования. Их, к слову, на данный момент насчитывается более 800.
Какие последствия, по мнению Яндекса, ожидают SEO-индустрию?
В Яндексе надеются, что новая система бессылочного ранжирования будет способствовать «переориентации рынка с махровой оптимизации в сторону цивилизованного интернет-маркетинга». Результатом ее введения, по мнению разработчиков, станет улучшение юзабилити, повышение конверсии посетителей в покупателей и т.д.
Покупные ссылки: кто виноват и что делать?
А теперь давайте попробуем в контексте этих комментариев посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны.
Разумеется, с точки зрения здравого смысла бессылочное ранжирование коммерческих запросов в регионах с большой конкуренцией выглядит вполне логичным. Ни для кого не секрет, что покупка ссылок в последние годы приняла массовый характер. В результате продвижение крупных и средних коммерческих проектов в какой-то момент фактически стало сводиться к соревнованию ссылочных бюджетов. Да и само понятие «бюджет на продвижение» зачастую подразумевает именно бюджет на покупку ссылок. Причем качество многих ссылок, покупаемых за немалые деньги, очень часто вызывает большие вопросы. И все это – на фоне последовательного роста значимости других факторов, в первую очередь поведенческих.
С другой стороны, многие SEO-эксперты обвиняют Яндекс в лукавстве. Несмотря на все заявления о том, что покупные ссылки-де не работают и значение ссылочного фактора в ранжировании неуклонно снижается, всем известные биржи по-прежнему процветают. Сворачивать свою деятельность они не собираются, что служит лучшим подтверждением того, что покупные ссылки все-таки приносят пользу – хотя бы психологическую. Ведь в то, что ссылки работают, свято верят очень многие оптимизаторы, и переубедить их в обратном невозможно.
И что бы ни заявляли официальные представители Яндекса на различных конференциях, ссылки покупали и продолжают покупать. Фактически поисковая система сама и породила эту порочную систему, с которой пытается бороться с переменным успехом. Очевидно, что в настоящий момент мы наблюдаем очередную отчаянную попытку навести хоть какой-то порядок в коммерческой выдаче за счет более радикальных и решительных мер.
Что получится на самом деле? Мнения экспертов
Но не станет ли бессылочное ранжирование очередным этапом борьбы с «ветряными мельницами»? И куда в действительности приведет эта дорога, вымощенная самыми благими намерениями? Для начала приведем мнения известных российских экспертов, которые сразу же активно стали обсуждать сообщение об отмене учета ссылок в социальных сетях:
Станислав Ставский, EruditorGroup:
«Меня интересует: куда пойдут все эти ссылочные бюджеты? Уж не на другие ли типы накруток? Например, в накрутку того же поведенческого фактора будут вкладывать на порядки больше...».
Константин Леонович, Sape:
«По нашим оценкам, всего лишь 8.5 % запросов, продвигаемых через SAPE, попадают под эту историю [отмену ссылок в коммерческой тематике по Москве]... Яндекс – это лишь половина поиска в Рунете, речь идет о малом количестве запросов, которых это коснется».
«Яндекс обещал сделать «Острова» в выдаче везде с 1 июля, а сейчас какое у нас число?.. «Островов» до сих пор нигде нет... Мы также помним, что Яндекс, начиная с 2007-2008 года, постоянно вводит какие-то новые алгоритмы, а затем он их «откатывает», потому что он видит неудовлетворительные результаты. Так было, например, с «портянками» текстов на главных страницах».
Михаил Сливинский, Wikimart:
«Очевидно, что ссылки покупать не перестанут... Многие оптимизаторы делают что-то не потому, что это классно работает, а потому что верят... Рынок ссылок будет существовать».
Евгений Костин, Seopult
«Ссылки отменяют уже не в первый раз, может быть не так громко... Пока все живы... Продвижение без ссылок пока невозможно».
Мнения белорусских экспертов
Мы поинтересовались и мнением белорусских seo-экспертов. И не только расспросили у них о перспективах бессылочного ранжирования коммерческих запросов, но и попросили смоделировать результаты его введения на белорусском рынке. И получили объемные и очень содержательные ответы:
Александр Губский, Webcom Media®:
О причинах внедрения новой системы ранжирования:
- На мой взгляд, инициатива Яндекса по отключению ссылочного связана прежде всего с целым комплексом факторов. Например, с точки зрения финансов отключение ссылочного вызовет усложнение продвижения сайтов в том виде, в котором его понимает большинство оптимизаторов. Тем самым часть бюджета, ранее распределенного на продвижение, будет переведена на контекстную рекламу.
Также стоит отметить, что отмена ссылочного (как одного из наиболее заспамленных факторов) снизит нагрузку на серверные мощности Яндекса (например, за счет уменьшения количества новых низкокачественных сайтов, созданных под продажу ссылок), а также позволит оптимизировать ранжирование за счет снижения информационного шума и прессинга.
О возможных последствиях нововведений:
- Последствия после отмены ссылочного трудно предугадать. Многие из тех, кто накручивал ссылочное, скорее всего, начнут искать новый источник накруток – например, социальные факторы или ПФ.
Мы же при продвижении коммерческих ресурсов продолжим проводить эксперименты и работать над улучшением самих сайтов – контентом, качественной внутренней оптимизацией, повышением конверсии, разработкой и внедрением новых подходов по улучшению «счастья» пользователя.
После вероятной отмены учета ссылочного бюджеты, традиционно выделяемые на покупку ссылок, будут перераспределяться между альтернативными источниками получения посетителей, бюджетами на улучшение сайта, автоматизацию процессов e-commerce и контекстную рекламу.
О том, как новая система ранжирования может повлиять на белорусский рынок интернет-маркетинга:
- Если смоделировать ситуацию, при которой в Беларуси будет внедрена система бессылочного ранжирования, то можно предположить, что SEO-специалисты, не принявшие новых правил, постепенно будут вытесняться с рынка. Одновременно с этим вырастут требования к SEO-специалистам, их опыту и навыкам, что приведет к уходу «школьников» из отрасли.
Также изменения коснутся и самого процесса продвижения сайтов, о чем уже было сказано. Большее внимание будет уделяться технической и внешней оптимизации, работе над «счастьем» пользователя. Таким образом, SEO будет все больше интегрироваться с остальными направлениями интернет-маркетинга».
Александр Крылов, Seobility:
О причинах внедрения новой системы ранжирования:
- Думаю, внедрениеновой системы связано с развитием поисковых алгоритмов в целом. Уже не первый год идет перевес в сторону поведенческих факторов ранжирования: важно, что пользователь при посещении сайта смог сделать то, для чего он пришел. Введение бессылочного ранжирования приведет к деформации SEO в действующем понимании, акценты будут смещены, наибольшее внимание необходимо будет уделять конверсии сайта, удобству его интерфейса, юзабилити, аналитике. Хочется верить, что это «оздоровит» не только SEO-рынок, но и интернет вообще. Теперь продвинуть сайт «на коленке» студенту будет сложнее, т.к. необходима будет целая команда профессионалов для обеспечения комплексного подхода.
О возможных последствиях нововведений:
- Полагаю, что внедрение системы бессылочного ранжирования значительно увеличит стоимость продвижения. Если раньше можно было купить много плохих ссылок, то сейчас надо очень тщательно отбирать доноров, необходимо больше обращать внимания на дизайн сайтов, на посещения, на то, чтобы ссылка действительно работала и по ней были переходы. На работу сеoшников это повлияет, им придется перестраиваться, а на работу оптимизаторов – нет.
Продвижение изначально – это не только ссылки. К примеру, для интернет-магазинов очень важно, чтобы сайт был удобен для пользователя. Если большое количество людей не только приходит на сайт, но и задерживается, возвращается на него, совершает действия – это показатель того, что сайт полезен и его следует ранжировать выше. А если на сайт просто ведет много ссылок с подозрительных ресурсов, о каком качестве может идти речь?!
По сути, любая ссылка является покупной. Если вы, например, покупаете рекламную статью на tut.by, это фактически тоже ссылка, но она в свою очередь несет намного больше практической пользы, чем большое количество ссылок с каких-нибудь никому не известных автоматически сгенерированных сайтов. Бюджеты, выделяемые на ссылки, на них же и пойдут, но теперь это будут просто-напросто другие ссылки.
О том, как новая система ранжирования может повлиять на белорусский рынок интернет-маркетинга:
- Внедрение новой системы ранжирования в Беларуси скорей всего «оздоровило» бы рынок. Возможно, уменьшилось бы количество компаний, оказывающих услуги по продвижению сайтов, или просто замедлился бы их рост. Рынок с каждым годом становится более цивилизованным и заказчики любой величины понимают, что лучше платить за качество, чем дешево покупать воздух.
Вместо заключения
Конечно, делать какие-либо далеко идущие выводы касательно новой системы ранжирования пока преждевременно. Многие аспекты грядущих нововведений остаются не до конца проясненными, да и сама система, судя по всему, еще не запущена. Анализировать ее эффективность можно будет лишь тогда, когда на руках у экспертов появятся более конкретные данные и результаты.
Тем не менее, многие специалисты уже сейчас высказывают мысли о том, что главного результата всего эксперимента – кардинального улучшения качества выдачи – Яндекс навряд ли добьется. Бюджеты, традиционно выделяемые на покупку ссылок, в итоге пойдут на другие виды манипуляций, в первую очередь – на накрутку поведенческого. И кто знает, может через некоторое время Яндекс решит отменить вес и этого фактора в ранжировании? Отрубая гидре одну голову, поисковая система сама делает все возможное, чтобы на ее месте тотчас выросла новая. С которой тоже придется как-то бороться, причем уже в обозримом будущем.
Да и «убить» рынок покупных ссылок у поисковика тоже, скорее всего, не получится. Оптимизаторы будут по-прежнему прибегать к этой мере, так как считают ее действенной и эффективной. Доказать обратное Яндекс тщетно пытается уже не первый год.
Так что давайте подождем еще немного и внимательно понаблюдаем за результатами эксперимента с бессылочным ранжированием по Москве и области. Возможно, после этого мы подготовим для вас, дорогие читатели, еще одну публикацию – уже «по горячим следам» реализованных на практике революционных изменений, анонсированных Яндексом.
Публикации по теме:
Как изменилось SEO за 2014 год?
Возможности поисковых систем
«Вопрос-ответ». Какие поведенческие факторы – самые главные?
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.