Беларуси нужен закон о лояльности наёмных работников
В Беларуси прекрасная бизнес-среда, хорошо подготовленные кадры и вполне адекватные чиновники, с которыми можно иметь дело. Что действительно мешает массовому приходу западного ИТ-бизнеса в Беларусь - так это отсутствие закона о лояльности наемных работников своему работодателю. Во всяком случае, именно так считает Бьёрн Сандебай (Bjorn Sundeby), председатель совета директоров шведской компании International Software Technology.
В шведской правовой системе, основанной, как и многие западные системы, на прецедентах, важным понятием является Duty of Loyalty (DOL) - обязанность работника соблюдать лояльность по отношению к своему работодателю. Важной деталью DOL является то, что оно существует независимо от того, записано оно официально в трудовом соглашении, или нет.
DOL в действительности состоит из двух частей: первая - обязательство соблюдать лояльность по отношению к бизнесу, и вторая - обязательство соблюдать общественную лояльность. Обязательство соблюдать лояльность по отношению к бизнесу заключается, прежде всего, в том, что работник принимает на себя обязательство и соглашается не конкурировать с бизнесом работодателя. Работа по совместительству или вторая работа часто упоминаются в качестве примера нарушения DOL. Обязательство соблюдать общественную лояльность заключается больше в том, что работнику не разрешается на публике негативно отзываться о своем работодателе, распространять ложь и т.д.
Нелояльность считается очень серьезным нарушением трудового соглашения, и это одно из немногих оснований, по которым работодатель может расторгнуть трудовые отношения незамедлительно, без направления предварительного уведомления или иным подобным образом. Другими основаниями для этого могут быть только уголовные преступления в отношении работодателя (кража, хищение, словесное оскорбление и угроза физическим насилием, насилие), намеренное неправильное управление или отказ выполнять работу.
Не имеет значения, осуществил работник данные действия в свое свободное время или после рабочих часов, в случаях, где имел место вопрос конкурирующего бизнеса, и, следовательно, нарушение DOL. Часто говорится о том, что DOL означает, что ты всегда, в любой момент времени, должен ставить интересы работодателя выше собственных.
DOL обычно прекращается по окончании трудовой деятельности, хотя здесь также существует несколько исключений. Следовательно, возникла другая практика на рынке труда по регулированию обязательств работника по окончании трудовой деятельности, так называемые оговорки о неконкуренции. Оговорку о неконкуренции можно объяснить как продолжение DOL.
Оговорка о неконкуренции, проще говоря, регулирует, что работник может или не может делать в течение какого-то периода времени после окончания трудовой деятельности. Примером такого регулирования может быть запрет в течение указанного времени для работника на начало собственного бизнеса, раскрывать определенную информацию или работать у конкурентов работодателя.
- Какого рода бизнесом вы занимаетесь в Беларуси? Почему вам нужен закон о лояльности наемных работников?
- В настоящее время в Беларуси мы выполняем ряд аутсорсинговых проектов для Люксембурга, в основном, в области IP-телефонии. Но нам хотелось бы расширить бизнес, для чего и необходимо подобного рода законодательство.
Когда мы пришли в Беларусь, то не увидели никаких проблем ни с политикой, ни с уровнем заработной платы, ни с другими потенциально проблемными моментами. Но нам, как инвесторам, хотелось бы защищенности. В первую очередь, не хотелось, чтобы кто-то из наших сотрудников занимался параллельно такой же работой на конкурентов.
- Неужели современное белорусское законодательство не может предложить никакой защиты?
- К сожалению, большая часть белорусского трудового законодательства ориентирована на традиционные отрасли экономики - к примеру, на тяжелую промышленность, - и поэтому плохо подходит для применения в ИТ-индустрии. К сожалению, из-за текущей ситуации в белорусском законодательстве, все соглашения о конфиденциальности остаются просто бумажками, которые, при желании, работник может легко обойти.
- Какова должна быть концепция лояльности работника своему работодателю в Беларуси?
- Я думаю, что не стоит изобретать велосипед, лучше воспользоваться принятым в западных странах определением лояльности работодателю. Если ты устраиваешься на работу, то работай на одну компанию, если ты берешься за еще какую-то работу, то это может ущемить интересы твоего основного работодателя.
- Но ведь достаточно сложно проследить, если человек работает где-то ещё, скажем, вечерами или по выходным.
- Конечно, это действительно непросто, но большинство людей честны, поэтому если общество считает действия человека предосудительными, то человек, в большинстве случаев, не будет так поступать.
- А как давно применяется подобный закон в Швеции?
- Понятие обязанности работника быть лояльным по отношению к работодателю появилось в 1930-е годы, а в отношении ИТ-индустрии специфические правовые акты, связанные с интеллектуальной собственностью, были приняты в 1990-е.
- Что получит Беларусь от принятия закона о лояльности работодателю?
- Этот закон сделает Беларусь более привлекательной для иностранных инвесторов, что, насколько я знаю, сегодня очень важно для белорусской экономики. Кроме ИТ-идустрии, выиграют все, кто работает с интеллектуальными продуктами.
- Кто же должен продвигать и лоббировать подобный закон?
- В Беларуси это должны быть такие организации, как Парк высоких технологий и научно-технологическая ассоциация "Инфопарк". Прежде всего, именно они должны понять, что подобный закон совершенно необходим Беларуси, если она хочет развивать ИТ-индустрию. После этого необходимо начать поэтапный процесс для продвижения в парламенте такого закона.
Публикации по теме:
Григорий Вайгандт: «Гомельские IT-компании не конкурируют друг с другом»
Киберсквоттинг: продвигаешь бренд – не забудь проверить интернет
ИТ-собеседование: пройти и остаться в живых
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.