Константин Максимюк: сказ о том, как копирайтер SMMщиком стал
Доклад Константина Максимюка на Конференции «Основной инстинкт» наглядно продемонстрировал, что SMM, вопреки мнению скептиков – вполне осязаемое явление. А еще многие не без удивления узнали, что до того, как сконцентрироваться на работе с социальными медиа, Константин был … копирайтером! Корреспондент портала Raskrutka.by взял у российского эксперта обстоятельное интервью и попытался узнать, как менялись сферы его интересов.
— Константин, в настоящее время вы являетесь видным специалистом по коммуникациям в социальных медиа. При этом на круглом столе Конференции вы упомянули, что некоторое время назад были профессиональным копирайтером. Можете рассказать об этом периоде вашей жизни немного подробнее?
— Ну, тут стоит сказать, что я был копирайтером не сеошным и не рекламным, я был копирайтером коммуникационным. Я писал пресс-релизы, case studies, экспертные статьи и редко – рекламные материалы. То есть занимался пиар-копирайтингом – в основном, для IT и телеком-клиентов. Хотя были и другие примеры – например, тексты для рок-фестиваля «Крылья», или редактирование текстов. Иногда это было вообще что-то ближе к популярной психологии – к примеру, я помогал с текстами про эректильную дисфункцию. Их писала молодая девушка, а я ей старался объяснить, к примеру, чем плохи термины вроде «половая попытка». Очень было забавно временами – хотя, конечно, в какой-то момент написание текстов стало скорее рутинной, технической работой.
— То есть вы в большей степени были тем, кого принято называть техническим писателем?
— Насколько я знаю, технический писатель – это больше документация, написание правил… Это не то, здесь тексты все-таки ближе к журналистским.
— И в какой-то момент произошло некое смещение интересов?
— Фактически получилось так: из копирайтинга я ушел в пресс-службу, заниматься ежедневной пресс-деятельностью, которая оказалась ближе к менеджменту. Параллельно я должен был поддерживать еще пару проектов, которые только запустились, в том числе и в livejournal. Позже мы договорились о том, что я ухожу на фриланс, но веду этот блог. Через некоторое время стало как-то само собой получаться, что рынок SMM начал формироваться. Потом я вернулся в компанию уже на интернет-коммуникации, постепенно заказов по копирайтингу стало гораздо меньше (возможно потому, что выросла моя ценовая планка – до 50 долл. за 1 000 знаков, что было объективно дорого многим), а после кризиса они и вовсе у меня закончились.
— Плоскости копирайтинга и SMM пересекаются? Ведь, наверное, иной раз сложно определить, где кончается копирайтинг и начинается SMM…
— Надо развиваться в разных видах коммуникаций. Это может быть и маркетинг в соцсетях, и оффлайн-пиар… Чем больше знаешь – тем лучше.
А пересекаются они в том плане, что невозможно заниматься коммуникациями, не умея или хотя бы не понимая, что такое хороший контент. Другое дело, что здесь контентом являются и текст, и картинки, причем второго все больше - у меня 1-2 текстовика и 5-7 дизайнеров, такой вот тренд.
— Василий Ткачев в своем докладе отмечал, что, к сожалению, даже в России в большинстве случаев SMM занимаются «недосеошники», которые не имеют никакого понятия ни о SEO, ни об SMM, ни о копирайтинге…
— Категорически не соглашусь. В больших коммуникационных агентствах все-таки люди приходят не сеошные. Когда я искал партнера, я общался в том числе и с сеошниками, и могу сказать, что часто SMM для них – как продолжение SEO, что плохо, поскольку коммуникации это совсем про другое. Впрочем, я знаю и удачные примеры, когда SEO-люди становились неплохими SMM-специалистами.
— Как вы считаете, где находится тот самый предел, минув который можно сказать: «Я – профессиональный копирайтер»? Вы сами достигли такого уровня?
— Трудно сказать. Я не достиг универсальности. Мне хорошо давались тексты по IT и телеком-тематикам, но, скажем, по шоу-бизнесу – там я был не особо хорош. Профессионалу должно быть все равно, о чем писать: в том смысле, что он обо всем может круто написать. То есть он способен разобраться в любой отрасли.
И конечно, профи сегодня – человек, который работает одинаково хорошо и с текстами, и с картинками, этот текст иллюстрирующими либо вообще заменяющими (то есть, демотиваторами и т.п.).
— Не так давно пресс-секретарь социальной сети «ВКонтакте» Владислав Цыплухин заявил, что «никакого SMM нет». Может быть, он есть, но просто мы не умеем его использовать?
— Я, как и весь нормальный коммуникационный рынок, считаю: то, что мы сейчас делаем – это вполне осязаемые вещи, у которых есть понятные критерии оценки измеримости. Результатом они не всегда привязаны к бизнесу, вернее, не всегда можно проследить связь. Тем не менее, я могу привести массу примеров, когда у компаний бизнес в соцсетях вырос, и тем более изменились репутационные вещи, лояльность, узнаваемость и так далее, причем в том же «ВКонтакте». Если SMM – это не SMM, то я не я, «ВКонтакте» – не социальная сеть, и все это лишь сон Алисы, которая проснется 21 декабря в конце света, и нас не станет :)
— Каков вопрос – таков ответ :)
— Ну, делать шокирующие и красивые заявления – нужно, чтобы привлекать внимание к проблемам, которые, несомненно, есть, причем не первый год. Но слухи о смерти больного сильно преувеличены…
— Наверное, вы часто ездите по конференциям, часто выступаете. Нравится ли вам белорусская конференция?
— Меня немного удивило то, что коллеги иногда были достаточно скованны. Мне кажется, у них в глазах читались вопросы, но не все их задавали. Этого бы и хотелось пожелать: для того мы и приезжаем, чтобы отвечать на вопросы – и на докладах, и в кулуарах. И обычно когда я езжу по конференциям – вопросов больше. Но с другой стороны, я с трудом могу вспомнить конференцию, где в конце первого дня, прямо на последней сессии, людей столько же, сколько в начале. На других конференциях так вообще не бывает. И в этом плане это очень здорово.
— Возможно, это особенность белорусского менталитета…
— Ну, мне кажется, это нормальная черта интеллигентного человека – задавать меньше вопросов, дабы не выглядеть непрофессионалом, я сам такой же. Другой вопрос, что это не очень конструктивно. Если ты пришел учиться – спрашивай, или задай в кулуарах вопрос, если на публике неохота. Так что еще раз пожелал бы вашим слушателям мучить нас, спикеров, активно и быть более въедливыми.
— Большое спасибо, Константин! Благодарим вас за интересное и содержательное интервью!
Публикации по теме:
Весна начинается с IT-CUP: состоялся турнир по пинг-понгу для IT-шников!
Итак, Пробуждение Байнета состоялось!
Find.by – новый белорусский поисковик
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.