Циничный фриланс: ложь, обман, мошенничество
Союз фрилансеров США запустил сайт для обманутых фрилансеров. Таковых насобиралось несколько десятков тысяч. Кажется, такой же сайт впору создавать и на просторах СНГ. Ну или хотя бы переименовать «фриланс» во «вриланс».
«Взялась за первый проект и в результате ни денег, ни ответа, ни привета. Да еще и заказчик влепил мне негативный отзыв про предоплату. Хотя я никогда в жизни по ней не работала», – делится на одном из сайтов девушка, занимающаяся фрилансом более трех лет.
Ей вторит еще одна:
«Меня тоже кинули. Писала стихотворный сценарий одному человеку. Выдала ему стих. На рассмотрение: мол, подойдет ли тематика. И тю-тю…».
«Договорились о поддержке нашей группы в соц. сетях, первая неделя тестовая (на порядочность исполнителя). Предоплату получила. И все, пишет, что вот-вот будет счастье, но уже 27-е, а результата нет».
«У него особая тактика, - делится в Интернете еще одна жертва мошенника. - Вначале он втирается вам в доверие!! Прикидывается другом, расспрашивает о жизни, общается с интересом. А потом, поняв, что вы птица в общем-то невысокого полета и ничем ему не грозите, начинаются оскорбления в ваш адрес, мол, вы плохой художник и ничего не умеет делать, и денег тех не стоите. Потом обзывает всякими словами (и это человек, которому уже 37 лет!!!). Я решила, что не буду тратить на него свои нервы, Бог его накажет».
Таких историй – тысячи.
На одном сайте повествуется такая история, вызвавшая в свое время большой резонанс.
Девушка, копирайтер, приняла заказ от достаточно известной компании N. Получив ТЗ на написание статей по тематике недвижимости, девушка приступила к работе, попутно подключив к выполнению задания еще одного человека – свою коллегу. После внесения правок материалы были приняты, один из них под псевдонимом опубликован в пензенской газете. По истечении некоторого времени сотрудник компании N сообщает девушке о том, что компания готова оплатить только 50% от оговоренной суммы. После чего перестает отвечать на звонки огорошенной девушки.
Девушка в свою очередь размещает ряд негативных отзывов в Интернете о компании N, указав, что под видом компании действуют мошенники. Прошло не так много времени, и к отзыву девушки стали присоединяться другие отзывы: оказалось, что компания N обманывала и других исполнителей различных работ. Об истории девушки (на первый взгляд, кстати, довольно банальной) стали писать издания.
Через некоторое время девушке звонит юрист компании N, который обвиняет ее в клевете, оскорбляет, пытается запугать судом. Девушка на провокации не поддается, и ей звонит главный юрист компании N, который предлагает выплатить девушке гонорар, но при личной встрече. Девушка бдительно настаивает на безналичном расчете. После этого она получает справку, где говорится, что обманувший ее сотрудник вообще никогда не числился в компании. При этом продолжаются запугивания судом. На нервной почве девушка попадает в больницу.
Через две недели после выписки из больницы к ней является следователь с намерением завести на нее уголовное дело по обвинениям в вымогательстве и шантаже. Оказалось, что на тот момент, когда ей позвонили с предложением отдать деньги, заявление на нее уже было подано.
После этого идет серия судебных разбирательств, которая фактически так ничем определенным и не заканчивается.
Таких историй – чуть меньше, но и они есть.
В англоязычном сегменте Интернета довольно популярна статья «10 абсолютных «НЕТ» фрилансера». Приводим перевод некоторых ее отрывков, которые достойны внимания каждого фрилансера.
1. — Можете ли Вы показать нам макет, чтобы мы смогли выбрать дизайнера/разработчика?
— НЕТ!
Не следует работать бесплатно в надежде получить оплачиваемый заказ.
2. — Предоставите ли Вы нам сниженную почасовую ставку?
— НЕТ!
Вы приносите пользу компании-заказчику, но портите собственную жизнь.
3. — Вы зарегистрируете домен и будете обеспечивать мой сайт хостингом?
— НЕТ!
Это как минимум лишняя головная боль, как максимум – большие проблемы.
4. — Можете ли Вы скопировать этот сайт?
— НЕТ!
Во-первых, так стоит ответить из этических соображений. Во-вторых, это отображает уровень заказчика. В-третьих, этот заказ не украсит ваше портфолио и не принесет больших денег. Так зачем браться за такую работу?
5. — Могу ли я заплатить вам за разработку интернет-магазина прибылью от моих будущих продаж на сайте?
— НЕТ!
Скорее всего, клиент – авантюрист, если не имеет денег на собственный бизнес. Ну или мошенник.
6. — У меня есть отличная идея. Не хотите ли вы...?
— НЕТ!
Если человек не готов вложить в идею что-либо сверх ее обсуждения, ваше участие в этом проекте может стать благотворительностью.
7. — У вас есть номер ICQ?
— НЕТ!
Не следует давать клиенту свой номер ICQ, потому что помимо клиента у Вас существуют: а) другие заказчики; б) личная жизнь. Или выделите для работы отдельный канал общения.
8. — Могу ли я заплатить деньги после завершения проекта?
— НЕТ!
Требуйте как минимум 50%-ую предоплату.
9. — Можно ли каким-то образом получить заказ сегодня вечером/на выходных?
— НЕТ!
Единожды «спасенный» подобным образом клиент, будет обращаться с подобными просьбами и в дальнейшем. Когда договорились – тогда и получите.
10. — Могу ли я быть уверенным, что Вы не используете эти наработки где-то еще?
— НЕТ!
Скорее всего, клиент не понимает, что спрашивает.
Кстати, а может и вас когда-нибудь обманывали на фрилансе? А может даже приходилось обманывать Вам? Присылайте свои истории или рассказывайте об этом в комментариях.
В статье использованы материалы: http://creativebits.org/10_absolute_nos_for_freelancers.
Публикации по теме:
Фрилансеры: независимые профессионалы или «рабы на галерах»?
Фриланс: психологический аспект
Фрилансеру в РБ нужно потратить более 1,6 млн., чтобы работать легально
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.