Коллективный разум как инструмент развития бизнеса
Немного о краудсорсинге, коллективном разуме и бесплатной работе, основанной на голом интересе.
В 2006 году редактор журнала Wired Джефф Хау опубликовал статью «The Rise of Crowdsourcing», где впервые в мире употребил термин «краудсорсинг». В статье описывался феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения и последствия развития таких объединений для компаний, решающих аналогичные задачи профессионально. Через несколько лет все плоды своих измышлений на эту тему Хау объединил в книге «Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business» («Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса»).
В конце июня Джефф Хау приехал в Москву, где в центре Digital October в рамках проекта Knowledge Stream прочитал лекцию на основе своего многолетнего изучения краудсорсинга. Приводим интересные фрагменты из лекции Хау.
«Само слово «краудсорсинг» было придумано мною в шутку. Я хотел посмеяться над тем, как технические компании изобретают абсурдные термины. И вдруг это слово подхватили. Через 2 недели после публикации моей статьи я нашел в интернете около 700 тысяч ссылок со словом «краудсорсинг».
Говоря о краудсоринге, я подразумеваю ситуацию, когда компания затевает проект, который разместится на открытой интернет-площадке и будет осуществляться неопределенной группой людей.
Поясню. Многие профессии умерли. Потому что средства производства, которые ранее были достоянием крупных организаций, были переданы всем желающим. Например, что произошло в фотоиндустрии? Появились дешевые и доступные цифровые фотоаппараты. Появились фоторедакторы. Качественные фотографии перестали быть эксклюзивным товаром. Производство было поставлено на массовые рельсы. Это и стало основой краудсорсинга.
На протяжении всей истории человечества слово «толпа» подразумевало физическую близость. Но с появлением интернета возникло понятие виртуальной толпы, сообщества. Благодаря интернету люди смогли собираться в сообщества по первому зову на основании общих интересов.
Сейчас социальные сообщества - основной строительный материал краудсорсинга. Именно социальные сообщества показывают способность людей к единомыслию и самоорганизации для создания эффективных, высокопродуктивных команд. Ранее требовалось наличие армии менеджеров и корпоративной иерархии. Сегодня эти же задачи могут выполняться в контексте онлайн-сообщества. Краудсорсинг – сила коллективного действия, способствующая развитию какой-то идеи/предприятия/бизнеса.
Позвольте привести пример. Однажды Джейк Никао и Джейк Дехард, графические дизайнеры, задумались: почему бы не собрать сообщество любителей футболок? Сказано – сделано. На свет появилось сообщество Threadless. Его идея была очень простая: члены сообщества создавали некий дизайн для футболок. Публиковали его. Другие люди высказывали о них свое мнение. И затем определялся победитель. Позже был введен открытый механизм голосования. Из закрытого они превратились в открытое сообщество, и если сначала к ним ходили только дизайнеры, потом присоединилась целая армия обычных поклонников футболок. Позвольте людям голосовать за что угодно на вашем сайте – и они потянутся. Людям нравится думать, что их мнение важно. Как я неоднократно отмечал, краудсорсинг становится рабочей силой в перерывах на чай и кофе.
Итак, сообщество стало потрясающим бизнесом. Никао и Дехарду не нужно нанимать дизайнеров. Ведь толпа предоставляет им услугу, которую они затем продают своим клиентам, – дизайн. И каждый раз, когда кто-то публикует в сети фотографию себя в их футболке, он получает скидку на следующую покупку. Поэтому люди выкладывают эти фотографии в соцсети по всему миру. Нет никаких маркетинговых и рекламных затрат. Никао и Дехард точно знают, какие футболки нужно производить, потому что люди не только голосуют за футболки, но и ставят галочку «я куплю это». В Threadless уверены: если они произведут такую-то футболку, она будет продана.
Люди готовы работать бесплатно. Они любят работать бесплатно. Люди вносят свой вклад, потому что им это интересно. Им интересно поделиться своими знаниями. Это здоровый человеческий инстинкт.
Потребуется еще около десяти-пятнадцати лет, чтобы краудсорсинг достиг максимального потенциала. Пока что это лишь маленький ребенок, который только начал расти. Мне кажется, в конце концов, он трансформирует многие индустрии, политику, управление. Я верю: это неизбежно.
Главный принцип краудсорсинга – не нужно просить людей сделать что-то для вас. Наоборот: это вы должны дать им то, что им нужно и интересно. Давайте другим – и вам воздастся. Только так».
По материалам http://slon.ru.
Публикации по теме:
Семинар от Яндекса: задним числом (исправлено, обновлено)
Как цвет влияет на продажи (инфографика)
Объявлен рейтинг креативности рекламных агентств Беларуси
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.