Почем слово для народа?
В комментариях к одной из новостей на портале Raskrutka.by появился вопрос: востребованы ли сегодня копирайтеры? Мы решили выяснить это у самих акул пера, а заодно и поинтересоваться другими насущными копирайтерскими вопросами.
Редакция обратилась к компаниям, оказывающим услуги написания текстов: Мастерской слова «Homo Linguisticus», компании «ProText» и контент-агентству «Adudina.com».
Представляем вам результаты блиц-опроса.
Трудно ответить однозначно. Что касается Web-копирайтинга - сейчас очень востребована коммуникация в интернете, но мало кто заказывает просто написание текстов. Как правило, заказчики хотят «сайт с текстами», а не просто «тексты на сайт». Поэтому фрилансерам-копирайтерам проще сотрудничать с web-студиями. Тогда найти заказ несложно, хотя оплата в таком случае бывает не самая высокая.
Набирают популярность традиционный и PR-копирайтинг. Хотя в данном случае проще сотрудничать с российскими заказчиками, они более привычны к такому виду работ. В Беларуси только этим «прокормиться» сложно. В этой сфере на рынке есть 2-3 компании, которые берут на себя основную часть заказов.
Хотя мне кажется, что тут действует золотое правило: кто ищет, тот находит.
Копирайтинг востребован. Но только - качественный. Тексты «лишь бы было уникально и с ключами» сегодня никому не нужны.
Заказчиков до сих пор искать не приходилось, они находят нас сами. Работы хватает, и мы всегда готовы принять в штат хорошего специалиста. К сожалению, в Беларуси таких пока немного. Надеемся, что наши курсы копирайтинга в учебном центре Seolab исправят положение. Слышала, что коллеги из других фирм также подготовили обучающие программы. Это значит, что у белорусских журналистов, психологов и языковедов сегодня появились отличные шансы получить новую интересную специальность. А у практикующих специалистов - повысить квалификацию.
На одном из форумов маркетологов я прочитала мнение, что написание текстов – «самая непрофильная и демотивирующая функция специалиста по маркетингу». По опыту могу сказать, что даже при большом интересе к написанию текстов у маркетологов (которые в компаниях «и швец, и жнец, и на дуде игрец») на это часто просто нет времени. И, поскольку эта часть работы легко отдается на аутсорсинг, многие именно так и поступают. В последние годы, когда компании осознали важность активного присутствия онлайн, объем работ по копирайтингу значительно вырос. И эта услуга становится все более востребованной.
«Качественная услуга не может стоить дешево…»
Некоторые прибегают к наиболее простому и дешевому методу получения контента - к биржам и магазинам статей. А как Вы к ним относитесь?
Катерина Куксо, «Homo Linguisticus»:
Зависит от того, какую задачу нужно решить. Быстро заполнить сайт и привлечь«поисковых роботов» - с этим такой метод справляется. Удержать и побудить к покупке - едва ли. Но большинству заказчиков это еще нужно понять. Путем проб и ошибок. Возможно, наличие advego и etxt помогает начинающим фрилансерам набить руку, но все ж это очень сильно портит рынок. Потому как мало кто хочет идти дальше. И фрилансеры, и заказчики выбирают самый легкий путь: быстро, дешево, сомнительного качества. На мой взгляд, нужно этим переболеть.
Мы к ним никак не относимся. Писать тексты для магазинов статей нам невыгодно и неинтересно. У наших копирайтеров слишком высок творческий потенциал, для того чтобы тратить его на создание «второсортного» контента. В магазинах продаются и покупаются спамовые тексты для ссылок. Только для этого готовые статьи и пригодны. И то - не все.
Если говорить о биржах, то заказать неплохие тексты, используя эти ресурсы, можно. Индивидуально работающие вебмастера активно и достаточно успешно пользуются такими сервисами, экономя свой бюджет, иной раз весьма ограниченный. Но серьезные заказчики предпочитают обращаться в серьезные компании, выбирая качество и гарантии. И они правы: не стоит портить свой имидж ради копеечной экономии.
Одна из моих сотрудниц образно и очень точно сравнила дешевые статьи с дешевым костюмом: и фасон подходит, и размер впору, а все равно - как с чужого плеча. А ведь «главное, чтобы костюмчик сидел».
А если речь идет о рекламных или имиджевых текстах, то тут биржи просто бессильны. Это - индпошив у модельера высшей категории.
Более простые и дешевые способы достижения целей есть практически во всех сферах жизни. Допустим, человек голоден – пришло время пообедать. Есть несколько вариантов решения этой задачи. Первый - потратить полчаса и приготовить, скажем, макароны и котлеты самому – это обойдется в 2 доллара. Второй – сходить в столовую и выбрать стандартные незамысловатые блюда, потратив на это 3 доллара. Третий – пойти в хороший ресторан и заплатить 25 долларов. В повседневной жизни каждый делает выбор сам. А вот куда вы пригласите клиента и бизнес-партнера? Если компания относится к своему деловому окружению так, что готова кормить их едой из столовой, то и биржи и магазины статей – допустимый вариант для нее. Надеюсь, аналогии прозрачны.
Да, копирайтеры на биржах и фриланс-сайтах предлагают копеечные расценки, и у клиентов, которые раньше не обращались за услугами по написанию текстов, а только что-то слышали об этом, иногда возникает ощущение, что тексты можно получить «практически даром». Но клиенты, уже имевшие опыт работы с копирайтерами, отлично понимают, что качественная услуга не может стоить дешево. И гарантии того, что копирайтер никуда не исчезнет, что работа будет сделана в срок, что все будет оформлено на 100% официально, для клиентов тоже ценны и важны.
Здесь вопрос не только копирайтинга. Взять хотя бы рынок свадебной фотографии, рынок дизайна. Там ситуация такая же. "Работников" много, хороших - где-то 3-5%. У нас не привыкли платить за качество и за стиль.
Но хочется верить, что "царствование малограмотных" не совсем верное определение. Скажем, в футбол или теннис играют очень многие, но топ-мастерами становятся единицы. Так и с копирайтингом. Игроков много, но "власть" все же у топ-мастеров.
Судя по качеству контента на некоторых сайтах, это предположение не лишено оснований. На мой взгляд, вопрос перекликается с предыдущим: именно поэтому поиск хорошего копирайтера на фрилансерской бирже - занятие для терпеливых и малоимущих работодателей.
Однако из трудолюбивого фрилансера вполне может вырости копирайтер очень высокого уровня. Правда, такие специалисты, как правило, на бирже контента долго не задерживаются, а обзаводятся постоянными клиентами, переходят на работу в seo- или копирайтинговые компании, рекламные агентства и т.п. Или создают собственные сайты, фирмы, объединения, те же биржи копирайтинга. Большому кораблю - большое плавание.
Малограмотный и бесталанный человек никогда не добьется успеха ни в одной профессии. В копирайтинге - тем более. Кроме профильного образования, здесь просто необходима эрудиция и богатый словарный запас, владение психологическими приемами, знание основ маркетинга и еще целый ряд навыков и умений. Но, прежде всего, - талант и трудолюбие. Только тогда копирайтинг станет любимым делом и будет достойно оплачиваться.
К счастью, мне не приходилось сталкиваться с таким мнением. Да, слова из 33 букв может складывать каждый. Соответственно, для того, чтобы назвать себя копирайтером, нужно намного меньше знаний и навыков, чем чтобы объявить себя сантехником. Но одно дело назвать, а другое – найти клиентов, которые не убегут после первых попыток сотрудничества.
Ситуация на самом деле предельно проста: писать тексты может каждый. Писать качественные с литературной точки зрения тексты может один из десяти. Писать тексты, которые действительно решают задачи бизнеса клиентов, могут совсем немногие. Кого из них считать копирайтером? Если сразу четко понять, к какой группе принадлежит человек, с которым вы планируете работать, то и разочарований будет меньше.
"Мастера слова", умеющие писать красиво и убедительно, будут нужны всегда. Неважно, как будет называться профессия. Думаю, во многом поменяются приемы и подходы web-копирайтинга, т.к. интернет очень уж быстро меняется.
Кроме того, хотелось бы надеяться, что белорусский рынок творческих услуг изменится в лучшую сторону. Уже в ближайшем будущем.
Елена Некрасова, «ProText»:
Профессия копирайтера будет видоизменяться и развиваться вместе с окружающим миром, интернетом, СМИ, появлением новых способов коммуникаций между людьми. При этом виртуозное владение словом, умение связно излагать свои и чужие мысли, убеждать и формировать мнение будет необходимо всегда.
Анастасия Дудина, руководитель контент-агентства Adudina.com:
Я процитирую Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона, авторов бестселлера «Rework: бизнес без предрассудков». Они считают, что сегодня умение писать – «это валюта для хороших людей». И поясняют:
«Быть хорошим писателем значит больше, чем просто уметь писать. Умение ясно излагать свои мысли – это признак ясного ума. Отличные писатели умеют взаимодействовать с другими людьми. Они делают вещи более понятными. Они могут себя представить на месте кого то другого. Они знают, чем можно пренебречь. А это те качества, которые вы хотите видеть в любом кандидате.
К тому же умение писать вновь входит в моду во всем нашем обществе. Обратите внимание, как много людей вместо того, чтобы говорить по телефону, отправляет текстовые сообщения. Посмотрите, как люди много взаимодействуют через блоги и средства моментального обмена сообщениями».
Думаю, что профессия копирайтера будет становиться все более популярной – причем именно профессия, а не хобби и не способ подработки. Кроме того, навыки копирайтинга будут активно осваивать и люди других профессий – в первую очередь, маркетологи, владельцы малого и среднего бизнеса. Обновлять сайты, писать новости, составлять сообщения для социальных сетей – многим компаниям нужно делать это буквально каждый день. И в такой ситуации иметь в штате специалиста с навыками копирайтера просто необходимо. В ближайшее время мы проводим мастер-класс по копирайтингу именно для таких специалистов. И большой интерес, который к нему проявляют представители компаний, говорит о том, что важность умения писать тексты, которые действительно работают, понимают многие.
А как считаете вы? Присоединяйтесь к обсуждению!
Публикации по теме:
Налетай, не скупись, покупай «копирайтопись»!
Чем плох читабельный текст на сайте
Копирайтер-заказчик. Кто виноват?
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.