Последняя перекличка


Десять лет оптимизаторы манипулировали результатами интернет-поиска. Чтобы безбедно существовать и дальше, SEO-специалистам придется ублажать не столько поисковики, сколько их пользователей.

В аквариуме "Корпорации РБС" живут три черепахи: Яндекс, Гугл и Рамблер. Есть в этом что-то языческое. Ведь если жизнь обитателей аквариума полностью зависит от сотрудников компании, то деятельность "Корпорации РБС" и ее коллег по оптимизаторскому цеху во многом зависит как раз от "Яндекса" и Google.
Если набрать в Google "продвижение сайта", портал компании "Ашманов и партнеры" выпадает в конце второй страницы. В "Яндексе" по аналогичному запросу сайт Ashmanov.com находится и вовсе за пределами первых десяти страниц. Игорь Ашманов, управляющий партнер и генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", может позволить себе не продвигаться в Сети. Его и так все знают. Судьбы прочих бизнесов, связанных с интернет-коммерцией, находятся в руках "Яндекса" (около 64% переходов на сайты Рунета, по данным LiveInternet за январь) и Google (примерно 22%), а точнее, их поисковых алгоритмов (см. рис. "Кухня поиска"). Почти все пользователи интернета просматривают первую страницу, выпадающую по введенному запросу в поисковике, вторую — уже не более 15%, далее — почти никто, приводит статистику поведения пользователя в Сети Ашманов. Если сайт фирмы не попадает на первую-вторую страницы результатов по целевым запросам, можно считать, что этой фирмы для пользователей не существует.

Наличие поискового алгоритма, определяющего место каждого сайта в топе выдачи, стоит тому же "Яндексу", по словам Ашманова, $1 млрд недополученной выручки. Такую цифру он вывел, умножив количество бесплатно обрабатываемых крупнейшим российским поисковиком кликов на среднюю стоимость клика в контекстной рекламе. Если бы "Яндекс" продавал места в "горячей десятке", его выручка по итогам 2010-го могла бы составить не 12,5 млрд руб., а в четыре раза больше. Но коль скоро "Яндекс" (и прочие поисковики) денег за позиции не берет, на них претендуют компании, занимающиеся SEO (от англ. search engine optimization — поисковая оптимизация), которые с первой половины 2000-х активно учатся манипулировать порядком выдачи сайтов на страницах с результатами поисковых запросов.

На стороне оптимизаторов выступают пять-шесть крупных компаний (в частности, "Ашманов и партнеры" и "Корпорация РБС" — у каждой более тысячи клиентов), 20-30 контор поменьше, несколько сотен малоизвестных фирм и тысячи фрилансеров-одиночек. По итогам 2010 года заказчики заплатили оптимизаторам, по оценкам "Корпорации РБС", 18 млрд руб. Эти цифры сопоставимы с объемом рынка контекстной рекламы в Рунете. Если вести отсчет с 2003 года, то, по данным ведущего специалиста компании "Ашманов и партнеры" Андрея Иванова, рынок вырос примерно в 300 раз. Данных по прошлому году пока нет, но, по оценкам игроков, отрасль преодолела отметку $700 млн...

Апокалипсис вчера

— Вы еще не знаете? SEO-рынка скоро не будет,— такими словами осенью прошлого года Михаил Зуев, соучредитель "Корпорации РБС", приветствовал корреспондента СФ (Секрет фирмы - прим.автора).— Главная поисковая система страны — "Яндекс" больше не позволяет манипулировать собой дешевыми способами.

В 2009 году "Яндекс" решил внести в игру с оптимизаторами элемент неожиданности, разработав самообучающуюся поисковую машину "Матрикснет" и сильно подпортив тем самым настроение специалистам по SEO. Число факторов, которые учитываются для определения релевантности страниц, за два года выросло с десятков до сотен. "Это огромный математический комплекс. Уже никто не знает, как он работает",— убежден директор по технологиям "Корпорации РБС", руководитель проекта WebEffector Михаил Райцин. Неизвестность пугает "сеошников", так как приводит к нестабильности результатов их работы. И бизнеса.

Оптимизма у оптимизаторов стало еще меньше после конференции Optimization-2010 в Москве, на которой Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска "Яндекса", заявил, что главный российский поисковик намерен окончательно искоренить влияние SEO-ссылок на поисковую выдачу. Уже в конце 2010 года в двадцатке наиболее влиятельных факторов ранжирования осталось всего два, основанных на ссылках. Хотя еще в позапрошлом году их было около половины. До сих пор поисковики считали высокий тематический индекс цитирования признаком авторитетности того или иного интернет-ресурса (чем больше ссылок на портал с других сайтов, тем выше уровень авторитетности). Сегодня мерилом авторитетности становится поведение пользователей. Портал, который большинство посетителей закрывают в первые же секунды просмотра, не сможет претендовать на хорошие позиции в результатах запроса. Так что теперь важной частью работы оптимизаторов становятся тексты, размещаемые на сайте заказчика, домены, юзабилити и многие другие классические аспекты качества портала.
Постоянные изменения алгоритмов ранжирования приводят к тому, что мелкие "сеошники" вымываются с рынка. Уже сейчас они отчасти пользуются услугами крупных фирм, на вооружении у которых имеются программы, позволяющие проанализировать сайт, поведение пользователей на нем, выявить слабые места и выдать рецепт оптимизации. Такой софт есть, к примеру, у компании "Ашманов и партнеры" (сервис Maremoto) и "Корпорации РБС" (WebEffector). Но программы не становятся панацеей для мелких игроков.

Им не хватает ни запаса оборотных средств, чтобы поддерживать неожиданно просевшие в топе клиентские сайты после очередной модификации поискового алгоритма, ни аналитических ресурсов. Например, в исследовательском штате "Корпорации РБС" трудятся более десятка сотрудников-экспериментаторов (не считая программистов и бета-тестеров), которые в соответствии с изменениями алгоритмов "Яндекса" обновляют инструкции по оптимизации и рекомендации по покупке ссылок .

Если еще пять лет назад специалисты по продвижению за $300 "рвали ноутбуки", то сейчас средний чек на продвижение сайта в зависимости от количества запросов, по оценкам коммерческого директора компании UTLab Семена Воронкина, составляет $1-2 тыс. в месяц (данные по Москве - прим. автора). При этом маржа оптимизаторов редко превышает 15-25%.

Под натиском поисковиков крупные оптимизаторские компании превращаются в агентства интернет-маркетинга полного цикла. В комплексное блюдо от фирмы "Ашманов и партнеры" или UTLab уже входят всевозможные направления промоактивности в Сети — от контекстной рекламы и продвижения в блогах до публикации пресс-релизов и социального маркетинга. В технологическом активе "Корпорации РБС" помимо системы WebEffector есть, к примеру, сертифицированное "Яндексом" агентство по продаже контекстной рекламы MediaGuru, профессиональная студия веб-дизайна WebProfy, биржа статей Miralinks.

По воспоминаниям Михаила Зуева, в начале 2000-х, когда SEO-отрасль только зарождалась, основатель "Яндекса" Аркадий Волож обронил фразу, что оптимизаторов, дескать, надо мочить. Но SEO-специалисты оказались живучими. И они будут жить до тех пор, пока существуют поисковики и сайты, чей доход зависит от того, попали они в "горячую десятку" по своим ключевым запросам или нет. В США и Европе рынок оптимизации стабильно растет и прибавляет в весе минимум 10-15% ежегодно. В России, по данным Ивана Севостьянова, генерального директора компании "Вебпроекты", лишь 5-7% потенциальных клиентов являются заказчиками SEO-услуг. Работы на самом деле непочатый край.

по материалам журнала "Секрет фирмы" №3 2011 г.



Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
2 балла
--+

Комментарии:
  Glamur_Padonok / 14 March 2011 17:12 1
да уж, не радостно все...
  abiatec / 04 April 2011 10:21 1
На самом деле в этой статье больше оптимизма. Просто сейчас легче будет отделить профессиональное агентство от самоучки-фантазера закупающего автоматом ссылки на биржах...
  Андрей Гусаров / 04 April 2011 14:16 0
Ключевая фраза про дешевые способы манипуляции Яндекс.
  imsprice.ru / 18 April 2011 10:12 0
Слышал что и трафик в интернете скоро будут фильтровать а тут еще сервис яндекс с искусственным интеллектом - пахнет теорией заговора :-)

Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza. Yandex Facebook Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID


Рейтинги

Перейти в ТОП SEO персон

Евгения Захарченко
Компания: ООО "КасперСистемс"
Должность: SEO-специалист
0 баллов
Роман Севко
Компания: частное лицо
Должность: частное лицо
1 балл
Дмитрий Ярмакович
Компания: Гусаров Групп
Должность: SEO-специалист
1 балл

Перейти в ТОП SEO компаний

Seolect
Продвижение сайтов, реклама в Интернет, интернет-консалтинг
-1 баллов
ELF Group
Разработка, изготовление, оптимизация, раскрутка, продвижение сайтов...
-1 баллов
ИП Науменко А. В.
Разработка, продвижение и техническая поддержка сайтов
0 баллов

ТОП пользователей

admin

483 балла
candy hard

308 баллов
Publisher_news

286 баллов

Популярные

Михаил Райцин: ''Мы не против стать Китаем на SEO-рынке''

Михаил Райцин, мУркетолог, разработчик бирж Miralinks и WebEffector, дал специальное интервью для Raskrutka.by, где рассказал о годе трафика, WebEffector и конкурентах, а также своих увлечениях.

  candy hard 23 балла 16

Извилистые пути Девушки-из-Сети

Что думает о байнете и кризисе одна из известнейших белорусских блоггерш Алена aka Девушка, живущая в Сети.

  candy hard 17 баллов 12

Банковские пластиковые карты Яндекс.Деньги для белорусов: так ли все однозначно?

На прошлой неделе Яндекс запустил новую услугу – выпуск банковских пластиковых карт для Яндекс.Деньги. Об этом Raskrutka.by уже писала ранее. Несмотря на заявление о том, что пользоваться этой карточкой белорусы могут свободно, нас обуяли сомнения: все ли так однозначно?

  admin 14 баллов 15

Index.by: белорусский ответ Яндексу и Google!

Наш портал уже писал о том, что команда белорусских энтузиастов создает первый отечественный поисковик – Index.by. Разработчики уверяют, что в нем не будет спама, а все сайты из индекса будут проходить ручную проверку и оцениваться живыми людьми. Планируется, что бета-версия Index.by заработает уже этой весной. Корреспондент портала встретился с одним из создателей белорусского поисковика Андреем Месником и подробно расспросил его об этом проекте.

  admin 14 баллов 18

Последние вакансии

Интернет-маркетолог

Компания: ООО БелХард Девелопмент
Должность: Интернет-маркетолог
Зарплата (у.е.): По результатам собеcедования


Программист

Компания: LetItBuild LLC
Должность: Программист
Зарплата (у.е.): 2000


Программист

Компания: LetItBuild LLC
Должность: Программист
Зарплата (у.е.): 2000