Легальная контекстная реклама: сложно, но можно
В рамках второй международной практической конференции «Продвижение сайтов в белорусском интернете. Революция» прошел круглый стол с представителями белорусской власти. И хотя диалога не вышло, вдумчивый слушатель услышал ответы на волнующие вопросы.
Как всегда в разговоре с представителями власти с народом и наоборот возникают определенные трения. Чиновники говорят на своем малопонятном простым обывателям языке. Кроме того, они не могут сказать больше чем им позволено сказать. В силу этого, зачастую они осторожничают, и по максимуму ограничивают информацию, облекая ее в такие формы, которые иной раз и сами не смогут воспроизвести второй раз.
С другой стороны, обыватель говорит на своем языке. Кроме того, узкоспециализированная группа куда лучше разбирается в конкретной теме, чем чиновник, который должен быть хоть немного, но в курсе всего. И, собственно, давайте согласимся с тем, что Интернет все же развивается намного быстрее, чем оффлайновое общество. Поэтому нерасторопность чиновников все же оправдать можно.
Собственно выше обозначенные скидки и не делали участники круглого стола как со стороны властей, так и со стороны зала. Страсти накалялись и модератор, которым выступал Федор Короленко, с трудом справлялся с ситуацией.
Итак, на круглый стол были приглашены Алексей Васильков, главный специалист информационно-аналитического центра при Администрации президента Республики Беларусь, Игорь Пармон, заместитель начальника Управления “К” Министерства внутренних дел Беларуси, Инна Гаврильчик, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь, Павел Петрулевич, заместителя начальника управления электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Андрей Силич, начальника отдела информационных технологий РУП “БелГИЭ”, Сергей Кравцов, специалист оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и представитель Министерства информации Павел Качан.
Была сделана попытка начать круглый стол в традиционной форме с докладов участников, но от этой идеи пришлось сразу отказаться, когда из зала посыпался град вопросов. Наибольшего внимания все же удостоилась Инна Гаврильчик, поскольку легальные денежные отношения Интернете все же касались ее сферы деятельности. Так в результате дискуссии нескольких десятков наводящих вопросов удалось таки выяснить судьбу белорусских рекламодателей пользующихся контекстом Яндекса и Google. С точки зрения закона и, в частности, пресловутого Указа №60 пользоваться контекстной рекламой, да и вообще рекламой на зарубежных сайтах можно только через посреднические услуги белорусского рекламного агентства, которое должно быть представлено в зоне .by. Рекламное агентство фактически заключает отдельно договора с зарубежными компаниями, предоставляющими услуги рекламы на сайтах, и отдельно с белорусскими рекламодателями на оказание посреднических услуг. В результате законы соблюдены. С другой стороны рядовой индивидуальный предприниматель, которые немного поднаторел в продвижении, уже не может самостоятельно легально оплачивать тот же Яндекс.Директ или Google AdWords. Централизация финансовых потоков и, как следствие, упрощение отслеживания оных.
Также Инна Гаврильчик сообщила, что готовятся Дополнения к закону «О рекламе», которые во многом будут касаться Интернет. В частности, баннеры и рекламные объявления банков, которые по действующему законодательству требуют большого объема дополнительной информации (например, ставки по выплатам за предыдущий год и т.п.). Дополнения предусматривают положение, когда вся эта дополнительная информация может располагаться не на самом рекламном объявлении, а на целевой странице, куда ссылается реклама. Согласитесь, весьма дельная поправка.
Однако, чиновник честно призналась, что ряд вопросов еще остаются не решенными. И зал с радостью подбросил ей еще несколько тем для размышлений и брифингов внутри Министерства. Например, к чему относить корпоративный блог и информацию, содержащуюся на нем. Весьма удобно для продвижения своего продукта размещать блог в какой-либо популярной социальной сети. Те же ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Livejournal и т.п. На самом деле в Министерстве торговле такой аспект даже не рассматривали еще. И компании, продвигающиеся через социальные сети пока функционируют до первого прецедента.
К сожалению в плане коммерческой деятельности в Интернет Указ №60 отнюдь не идеален. Одно только жесткое разделение на распространение услуг на территории Беларуси и за ее пределами. Во многом эта концепция была скопирована с ситуации вокруг традиционных средств массовой информации. В 90-х годах после развала Союза началось массовое засилье иностранных СМИ. Тогда, в приказном порядке было разграничено размещение рекламы, ограничены вещание зарубежных СМИ и распространение иностранной печатной продукции. В то время массы бунтовали по этому поводу. Но в результате удалось сохранить и развить белорусские СМИ. Вам не кажется, что модель очень похожа? Своеобразная защита национального сегмента Интернет. Это уже третий вопрос, необходимо ли, и вообще, рационально ли разделять весь Интернет на свой и не чужой, или стоит искать более гибкие подходы к решению возникающих проблем.
К слову об ограничениях. Второй наиболее наболевший вопрос, которые с завидным постоянством не то чтобы задавали зрители, а на котором акцентировали внимание участники круглого стола, это «черные списки» ресурсов, к которым можно запретить доступ. Чиновники акцентировали внимание на том, что пользоваться этими списками граждане Беларуси могут абсолютно добровольно. С другой стороны, представители власти объяснили свою принципиальную позицию по поводу отдельных «черных списков для государственных структур и бюджетных организаций. Доводы вполне логичные. Так, например, ряду бюджетных организаций официально ограничен доступ к развлекательным ресурсам. И правильно, почему они с нашего подоходного налога должны по YouTube лазить? Хотя, если начать размышлять над этим положением, то сначала возникает мысль «значит доразвлекались на рабочих местах настолько, что пришлось отдельный республиканский акт принимать», а после «зачем этот акт настолько афишировать?»
А вообще, интересную мысль подтвердили участники круглого стола. То, что запрещено в реально жизни, запрещено и в Интернете. И все законы со временем будут составлены так, чтобы выполнять это условие полностью.
И напоследок, еще раз подтвердился факт, что не видать корреспондентам raskrutka.by журналистских корочек. Интернет-СМИ как не легализовали, так и не планируют. Зато блоггеры могут вздохнуть спокойно.
Публикации по теме:
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Начинается прием заявок на «Лучший оптимизированный сайт года»
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.