Стартап в Беларуси: три вопроса, которые вы должны себе задать, прежде чем начать новый проект
Как живётся стартапщикам в байнете?
Но инвестору нужен уже готовый план: вот сайт, вот на нем посетители, вот сколько планируется привлечь, вот так он монетизируется, а вот так его можно монетизировать, если вы дадите несколько денег. При этом надо гарантировать, что пользователям это будет нужно, или хотя бы придумать что-то действительно суперуникальное.
Возьмем самый посещаемый сайт байнета – tut.by. Сейчас такой стартап: портал с новостями и сервисами не будет нужен никому. А в далеком девяносто мохнатом году он был нужен пользователям и прямо-таки назревал, как яблоко. Поисковую систему или социальную сеть тоже вряд ли кто-то выведет на рынок, даже при больших бюджетах это рискованно. Поэтому начинающему стартапщику нужно спросить себя:
1. Нужна ли моя идея обществу?
2. Смогу ли я конкурировать с аналогичным или похожими идеями?
3. Насколько я верю в свою удачу?
Если продолжать вести речь о байнете, то среднему пользователю ничего не надо, - всё, что ему нужно, у него есть в рунете. С другой стороны, пользователю понравится сайт с квалифицированными советами юристов, например, - значит, на первый вопрос ответ положительный. Назревает второй вопрос: а можно ли конкурировать с аналогичными проектами? Дело не только в раскрутке сайта, а и в том, как будут оплачиваться услуги консультанта, как часто можно будет обновлять ответы и т.д. Третий вопрос в данном случае не так важен. Но он был важен для Марка Цукерберга, для создателей Twitter, для создателей akinator.com. Вопрос для совсем свежей идеи – это вопрос удачи, выстрелит или нет. Вопрос для сайта уже существующей тематики или сервиса – это вопрос возможностей.
К сожалению, вопрос возможностей в байнете, несмотря на все усилия специалистов, пока ещё говорит не в пользу стартапщиков. 3 миллиона пользователей (если не менее), из которых большая часть интересуется следующим (согласно майскому рейтингу запросов tut.by):
1. Погода - 31004
2. Порно - 15435
3. Курсы валют - 11664
4. Из рук в руки - 10190
5. Работа - 9021
6. Одноклассники - 8494
7. Эротика - 8204
8. Карта Минска - 8020
9. Суперлото - 7432
10. Погода в Минске – 7088
Не говоря об изрядно набившем оскомину Указе 60, - в Беларуси сделать успешный интернет-сервис тяжело. Даже испытанные другими странами успешные проекты у нас пользуются популярностью пропорционально: почти 200 миллионов пользователей во всём мире и, если верить Twitter.by, менее тысячи в Беларуси. Есть, конечно, и положительные примеры, например, успешный стартап obama-weather.com, - кто бы мог догадаться, что он окажется очень популярным в мировом масштабе? И это тоже вопрос удачи.
Нельзя говорить о том, что в Беларуси нельзя делать успешные проекты. Но это очень трудно. И из-за домена .by, который, несмотря на снижение стоимости, по-прежнему стоит довольно ощутимо, из-за неуверенности в будущем (после принятия указа и попытки государства проникнуть в байнет поглубже), из-за недостатка потенциальных стартапщиков – кто знает, может, новый Сергей Брин живет где-нибудь в Волковысске и не имеет возможности сделать свой популярный сайт, а к тому времени, как у него появится качественный интернет, мы перейдем в эпоху какого-нибудь web 3D. Из-за недостатка средств у пользователей - не вообще, а с возможностью тратить их в байнете. Трудно белорусскому стартапщику живется на Родине. И поэтому хотелось бы посоветовать тем, кто хочет что-то делать, сначала ответить себе на три вопроса, а тем, кто может поддержать проекты – не отказываться от этой возможности.
Публикации по теме:
АлекSEO Титов: «Платон их накажет!»
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Начинается прием заявок на «Лучший оптимизированный сайт года»
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.