Ссылки на сайтах клиентов: мнение юриста
Все мы знаем, что ставить ссылки на чужих сайтах без ведома владельца сайта – плохо. Многие всё равно это делают. Кодекс чести оптимизатора при этом может нарушаться, но что происходит с юридической точки зрения?
Q: Вполне возможно, что в договоре на изготовление и размещение сайта предусмотрено право Подрядчика (изготовителя сайта) на "перекрестное" размещение ссылок Заказчика (владельца сайта). Просто названо это действо максимально непонятно и сунуто куда-нибудь в конец договора (в статью "Иные положения") или вообще в акт приёма-передачи или другой документ, являющийся частью договора, - но вынесенный за пределы его текста.
А: Можно ли изменить это после выполнения работ над сайтом?
Q: На каждом этапе выполнения работ по изготовлению сайта должен быть акт сдачи-приёмки выполненных работ (оказанных услуг). Если он был один и он подписан, то продукт (услуга) - готовый (размещенный в сети) сайт - Ваш. Вы уже подписали акт приемки. Законный владелец - Вы. Подрядчик выполнил свои обязанности - сделал сайт и передал его Вам. Все последующие действия Подрядчик выполняет за отдельную плату уже по новому договору. Если вас что-то не устраивает в выполненных Подрядчиком работах - обязательно внесите все свои замечания в акт сдачи-приемки до его подписания. После их устранения можно будет подписать новый акт – без замечаний.
А: Как оформить свои претензии компании, которая разместила ссылки без вашего ведома?
Q: Если эта компания одновременно занимается техническим обслуживанием вашего сайта, то Вы можете выслать компании письмо, в котором изложите свои требования, предложите расторгнуть договор в случае, если они не будут выполнены. Укажите срок выполнения условий 10 рабочих дней или14 календарных с даты направления письма. Если не получите ответа в означенный в письме срок или требования просто не будут выполнены - прекращайте оплату, подсчитывайте причиненные исполнителем убытки и требуйте их оплаты. Если понадобится в судебном порядке. Если же компания – третье лицо (не вы и не обслуживающая компания) то претензии – опять же к обслуживающей компании поскольку она «мышей не ловит» - не исполняет свои обязанности: позволяет пользоваться Вашим сайтом без вашего на то ведома.
A: Как можно "наказать" компанию, которая продвигает Ваш сайт? Особенно с учётом того, что оптимизация и продвижение – не единоличный акт, а процесс…
Q: Если в договоре заключенном с компанией-продвиженцем предусмотрена возможность одностороннего расторжения договора – высылайте письмо-уведомление и просто прекращайте платить. Если такой возможности не предусмотрено – делайте то же самое, только в письме укажите причины (недобросовестное поведение компании-продвиженца).
Если не оформите расторжение договора обслуживания с компанией письменно, а просто перестанете платить, а компания продолжат обслуживание, то компания просто получит причитающиеся деньги через суд с пеней (процентами), - если докажет, что они его обслуживали, тратили на это свой труд и, возможно, деньги. Потеря клиента – это существенно и вдобавок Вам нет необходимости скрывать обстоятельства прекращения вашего сотрудничества если эти обстоятельства подтверждаются документально либо зафиксированы с помощью технических средств с ведома компании-продвиженца.
A: Как обезопасить себя от подобных случаев?
Q: Нужно внимательно просмотреть все документы: договор, акт сдачи-приемки, дополнительные соглашения, приложения (при их наличии). Если в тексте указанных документов есть ссылка на некие внутренние документы Подрядчика или просто документы то нужно смотреть и их. И требуйте объяснения всех непонятных вам терминов и процессов на стадии разработки, а не приёмки уже готового заказа, или начала процедуры обслуживания сайта.
Публикации по теме:
«День открытых дверей» компании Webcom Media: чуть более чем наполовину хорошо
Начинается прием заявок на «Лучший оптимизированный сайт года»
Алексей Штарев: «Байнет следует за Рунетом похожим темпом»
А 99% клиентов вообще не в теме нюансов работы сайтов, они знают одно - хочу сайт. Потом хочу его раскрутить (чтоб шли с сайта клиенты), но денег у меня на раскрутку тыщ 100 в месяц, не больше.
Ему отвечаешь - за такие деньги сайт не раскрутить (за такие деньги даже жену на секс не раскрутишь :-))) ).
Клиент: ну сделайте хоть что-нибудь, вы ж там умные в этих делах...
Вот и делает сеошник хоть что-нибудь и как-нибудь, за те копейки, что заплатил клиент, выкручивается как может... Потому не нужно винить сеошников в такой раскрутке, как говорится сколько заплатили, на столько и раскрутили... Не думаю что кто-то додумался бы на сайт жирного клиента повесить кучу скрытых ссылок и говнокаталогов.
P.S. я таких неплатежеспособных клиентов не беру, чтоб не насиловать себе моск, как же его святым духом раскрутить, но кто-то ж его все равно да и возьмет...
Ну почему же. Просто у нас нет законодательства, которое бы было связано с SEO, не так ли?
>Вот и делает сеошник хоть что-нибудь и как-нибудь, за те копейки, что заплатил клиент, выкручивается как может... Потому не нужно винить сеошников в такой раскрутке, как говорится сколько заплатили, на столько и раскрутили...
Абсолютно верно :)
В договоре можно прописать типа если сайт забанят изза действий сеошника - применять санкции к сеошнику.
Но как доказать что виноват сеошник (а не конкуренты, сам клиент, судьба, несчастный случай...)? Яндекс в большинстве случаев будет отвечать мутными формулировками, типа "развивайте сайт и будет вам счастье", а "сайт запрещен к индексации за спам" - это тоже не доказательство вины сеошника, т.к. может конкуренты постарались и еще вагон и маленькая тележка причин. Гугл о причине бана вообще ничего не ответит. Т.е. как не пиши в договоре - а доказать вину сеошника в бане сайта почти не реально... Кроме бана есть и другие нюансы, в которых также не все так ясно и понятно.
Ну а если делать договор максимально жестким к сеошнику - никто не возьмется за раскрутку сайтов с бюджетом до 150$ в месяц, потому что "шкурка выделки не стоит", а такие бюджеты у 80-90% белорусских сайтов.
Можно квалифицировать это как невыполнение обязанностей. Можно было бы также сказать, что клиента это не касается, однако мне кажется, что для такого обращение нужно понимание клиентом всех процессов продвижения. Например, доктор обязывается вылечить больного, он это делает, но если вдруг больной ещё и ломает руку, - доктор не может это предусмотреть. Однако больной понимает, что он сломал руку, а вот про бан клиенту объяснить сложнее...
В любом случае, если у Вас есть какие-то вопросы по этой теме (относится ко всем), на которое может ответить юрист, оставляйте их тут, мы с удовольствием опубликуем на них ответы.
А у юриста или налоговика лучше бы узнали как правильно вести бух учет вебманей, а то как-то ответы налоговой: "ну ты работай, а там посмотрим..." напрягают :-)))
Для добавления комментария надо зарегистрироваться и авторизоваться.
Добавить комментарий можно после авторизации через Loginza.